ВЕЛОСИПЕД В ЖИЗНИ ЯПОНЦЕВ
Многие туристы, впервые приехавшие в Японию, часто удивляются большому
количеству велосипедистов на улицах городов. Особое удивление вызывают служащие
компаний, которые как ни в чём не бывало разъезжают на велосипедах в строгих
деловых костюмах.
Считается, что велосипед был изобретён в 1817 году немцем
Карлом Драйсом. В Японию же велосипед впервые попал где-то в 1865 году, однако
повсеместное распространение этот вид транспорта получил только после Революции
Мэйдзи (1868 год). С тех пор велосипед стал неотъемлемой частью повседневной
жизни японцев.
В период Мэйдзи (1968-1912 гг) велосипед являлся роскошью, -
простые люди гордились даже тем, что в доме есть фотография, на которой они
запечатлены с этой диковинкой. В это же время повелось считать, что велосипед –
не женское занятие. Благородные дамы не могли себе позволить прокатиться на
велосипеде, так как это было постыдным и не надлежащим им занятием. Велосипед в
эту эпоху был чисто мужским видом транспорта.
В Японии существует известная практически каждому жителю
страны манга под названием «ХАЙКАРА-САН ГА ТООРУ» (в переводе – «МОДНИЦА ЕДЕТ
!». Героиня этого комикса занималась как раз «непристойным» занятием –
разъезжала по городу в традиционной одежде. Однако комикс послужил толчком к
«продвижению» велосипеда в женское общество. В следующую эпоху Тайсё (1912-1926
гг) дамы из благородных и богатых семей стали создавать своебразные клубы
велосипедистов, тем самым закрепляя свое место в обществе.
В наши дни велосипед – это неотъемлемая часть повседневной
жизни обычной домохозяйки. Удобные, приспособленные для бытовой жизни
велосипеды с корзинами для покупок впереди и сзади, даже получили в народе
прозвище «мамин велик». По законодательству на велосипед с собой можно посадить
только одного ребёнка, однако чиновникам в прошлом 2009 году пришлось уступить
натиску домохозяек и разрешить производство велосипедов, на которые можно
сажать и безопасно везти сразу двух детей.
В какой бы город Японии Вы ни попали, Вам всегда бросится в
глаза картина, когда велосипеды небрежно припаркованы или просто брошены на
обочине дорог. Обычно велосипеды запираются только на несложный замок, так как
их обладатели не особо волнуются о том, что их «коня» кто-то может украсть. На
самом деле велосипедные кражи иногда случаются, но основная их причина не в
том, что вору понравился велосипед, а в том, что человек куда-то очень
торопится и ему просто необходимо «позаимствовать» этот вид транспорта. В конце
концов «велосипедный вор» доезжает до цели назначения и просто бросает уже не
нужный ему велосипед, что часто и приводит к подобным скоплениям на обочинах
дорог потерянных велосипедов. При покупке велосипеда в Японии его сразу же
необходимо зарегистрировать в полицейском участке, поэтому при пропаже
велосипеда нужно просто сообщить участковому номер своей регистрации, после
чего служители правопорядка займутся поисками пропажи. Правда подобных просьб
полиция получает немного, - жителям Японии гораздо проще приобрести новый
дешевый велосипед или же взять подержанный по совсем бросовой цене (местные
муниципальные службы часто проводят распродажу подобранных и починенных
велосипедов).
Дешевые китайские велосипеды стоят в Японии порядка 100
долларов, японские модели – около 250 долларов. Популярные в последнее время
велосипеды с электроприводом могут доходить в цене и до 1,000 долларов. На
данный момент в Японии насчитывается до 86 миллионов велосипедов, находящихся в
использовании, - получается что велосипедом обладает более чем каждый второй
житель страны. Ездить на велосипеде умеют практически всё население Японии, -
это наверно второй показатель после грамотности (читать и писать умеют 100%
населения). Не уметь кататься на велосипеде считается здесь просто
постыдным.
Велосипед, это не только экологически чистый вид транспорта.
Пересадка на велосипеды не только сокращает дорожные пробки и снижает
загрязнение воздуха, шум от машин. В последнее время увеличивается количество
людей, садящихся на велосипед для того, чтобы укрепить здоровье или же
сократить расходы на проездной до школы или офиса. Однако увеличение
велосепидистов влечёт за собой и увеличение нарушений правил дорожного
движения. По законодательству, велосипедистам, так же как и водителям
автотранспорта, запрещается езда в нетрезвом состоянии, езда с потушенными
фарами в ночное время, и использование мобильных телефонов. Тем не менее многие
японцы до сих пор считают, что «велосипед – это не машина», а прописанные
правила езды на велосипеде знает и вовсе совсем небольшое количество граждан
страны.
Велосипеды японского производства очень удобны и
технологичны. Во многих городах есть компании, которые выдают велосипеды на
прокат. В последнее время в Киото можно часто
встретить иностранных туристов, курсирующих по городу на прокатных велосипедах,
- это действительно интересный и приятный способ совершить самостоятельную
экскурсию по городу. Главное – не забывайте о правилах дорожного движения!
Справочная информация.
Велосипеды в разных странах мира.
Наиболее «велосипедной» страной является Голландия - 109
велосипедов на 100 граждан. За ней следуют Германия (85 велосипедов на 100
граждан). Дания (78 велосипедов), Норвегия (69 велосипедов). Больше всего
велосипедов в использовании в Китае (490 миллионов 760 тысяч велосипедов) и в
США (120 миллионов велосипедов). Япония на третьем месте – 86 миллионов 650
тысяч велосипедов). На протяжении 18 лет с 1955 года Япония являлась самым
крупным экспортером велосипедов в мире. Сделанные в Японии велосипеды можно
было увидеть практически во всех странах, однако сейчас из-за укрепления йены
экспорт велосипедов очень сильно сократился. На 2000 год основным
производителем велосипедов стал Китай, который производит более 50% всех
велосипедов в мире (две трети – на экспорт).
Материал подготовлен Ватанабэ Ицуми
|