24-часовые мини-маркеты и автоматы по продаже напитков и сигарет,
- искать не нужно.
И это действительно так, - автоматы и мини-маркеты
основались буквально на каждом углу! К примеру, между двумя станциями
метро, связанными улицей не длиннее полутора километров, и несмотря на то,
что все это расстояние можно пройти где-то за 15 минут, на ней расположено 11
мини-маркетов и более 50 (!) автоматов по продаже напитков и сигарет. Начав
свою историю в 70-е годы прошлого века, мини-маркеты раз и навсегда вошли в
повседневную жизнь жителей страны, став ее абсолютно неотъемлемой
частью.
Мини-маркеты, как отражение жизни японцев

Сэвэн-Илэвэн
|

Лоусон
|
автоматы по продаже напитков
|
Рынок мини-маркетов резко вырос за 30 лет
Мини-маркеты, зародившиеся в США, очень оригинально
прогрессировали в Японии, изменив образ жизни жителей этой страны. Несмотря на
то, что сами магазины крошечные, в них есть абсолютно все необходимое для
повседневной жизни, причем приобрести товар можно в любое время суток.
По-японски мини-маркеты звучат как «КОНБИНИ», - сокращенное изначальное
название магазина (CONVINIENCE STORE). К этой категории магазинов
относятся «тогровые площади более 30 и менее 250 кв.метров, специализирующиеся
на продаже легкой еды и напитков, и работающих более чем 14 часов в сутки».
В 1983 году сеть «конбини» состояла всего лишь из 6,308
магазинов, а продажи не превышали 61 миллиард 250 миллионов йен в год (около 6
миллиардов 125 миллионов долларов США).
Однако в 2008 году это уже совсем другие цифры – 44,391
магазин, годовые продажи – 88 миллиардов долларов. Количество покупателей
просто неисчислимо, - если разделить это число на все население Японии,
получается, что каждый житель страны заходит в мини-маркет более чем 110 раз в
год.
Удобствто по всем показателям – время
работы, местонахождение, количество товаров.
Итак, что же такого особенного в этих «конбини»?
На сегодняшний день более 80% мини-маркетов работают
круглосуточно и без выходных. В начале 70-х годов прошлого века, когда
мини-маркеты только стали появляться в Японии, супермаркеты и торговые лавки,
специализирующиеся на том или другом товаре, закрывались где-то в 7 вечера, -
соответственно вечером было негде приобрести ни еду ни напитки. Первый
мини-маркет сети «СЕВЭН-ИЛЭВЭН», который на сегодняшний день стал самой
распространённой сетью «конбини» в стране, произвел настоящую революцию, - он
абсолютно соответствовал своему названию и работал с 7 утра до 11 вечера, а с
1975 года перешёл на круглосуточное обслуживание и стал моделью развития
системы мини-маркетов в Японии.
Мини-маркеты, средняя площадь которых составляет всего-лишь
100 кв. метров, в основном рассчитаны на городскую клиентуру, - людей
работающих или проживающих в радиусе 500 метров (5 минут ходьбы). Среднее
количество клиентов в такой узкоцелевой торговой зоне – около 10,000 человек.
Подобная стратегия также привела к тому, что многие люди начали отдавать
предпочтение посещению именно «конбини», до которых рукой подать и из дома и из
офиса, а не больших супермаркетов, которые как правило расположены в более
отдалённых местах (хотелось бы сразу же оговориться: в провинциальных городах с
небольшим населением все устроено немного иначе, - мини-маркеты там
располагаются недалеко от железнодорожных станций или же на расстоянии 5 минут
НА МАШИНЕ от места работы или проживания).
Несмотря на свои небольшие размеры, «конбини» предлагают
покупателю самые разнообразные товары первой необходимости, количество которых
в среднем составляет 2,500-3,000 наименований. В основном это еда и напитки
(японские ланч-боксы «бэнто», рисовые «треугольники» с различной начинкой,
бутерброды, хлебные и кондитерские изделия, полуфабрикаты, салаты, молочные
продукты, ветчина, алкогольные и безалкогольные напитки, специи, консервы,
мороженое, продукты быстрого приготовления), газеты, журналы, одежда (футболки,
кепки), канцелярские товары, косметика, некоторые лекарственные препараты,
стиральный порошок и товары личной гигиены, сигареты, батарейки, фонари,
компакт-диски, марки, открытки, некоторая глиняная и стеклянная посуда. 70%
продаж относится к еде и напиткам. Если раньше нужно было идти в канцелярский
магазин за канцелярскими товарами или же в водочный за пивом и более крепкими
напитками, то теперь всё это можно приобрести в одном месте, что также ставит
«конбини» в более выигрышную позицию.

Мини-маркеты «ФЭМИЛИ-МАРТ»
|

«САНКУС»
|

вид мини-маркетов при входе
|
Кроме того, мини-маркеты активно включают в сферу своих
товаров новые услуги. С самого начала в них присутсвовали копировальные машины
и факсовые аппараты, так что за совсем небольшую плату можно было сделать копии
или же отправить (или получить) факс. С 1981 года мини-маркеты также занялись
предоставлением такой услуги как отправка багажа. С 1987 года в список услуг
добавилась возможность оплаты счётов за свет, телефон, газ, воду, а также
сделать налоговые платежы. С 1992 года здесь стало возможным приобретать билеты
на концерты и спортивные мероприятия, а с 1998 года в мини-маркетах появились
банковские автоматы, в которых можно не только снять деньги, но и положить их
на счёт или сделать банковский перевод. С 2003 года в «конбини» появились даже
почтовые ящики,- теперь не нужно искать ближайший, чтобы отправить письмо или
открытку, нужно просто зайти в «конбини» и опустить почту в установленный там
для этого красный ящик. Кроме того, во всех мини-маркетах установлены
бесплатные и абсолютно чистые туалеты, которыми пользуется не только персонал,
но и любой покупатель или просто посетитель магазина.
Основная причина популярности – в изменении социальной
культуры страны.
Что же привело к невероятной популярности мини-маркетов в
Японии?
Существует мнение, что популярность вызвана характером
жителей этой страны, - больших любителей всего нового и удобного. Тем не менее,
это не единственный фактор. В основе стремительного роста рынка мини-маркетов
лежит изменение экономики страны в период перехода из стадии высокого
экономического роста в стадию зрелого и самодостаточного общества.
Период высокого экономического роста 50-х годов 20 века,
длившегося на протяжении порядка 20 лет, заставил перейти большое количество
земельных работников в промышленную сферу и сконцентрировал основное население
в больших городах страны. Увеличилось количество одиноких японцев, не создающих
семьи, а обеспечением уже созданных семейств стали заниматься не только
мужчины, но и женщины. В это время основным местом покупок являлись небольшие
торговые центры и улочки в жилых районах, заполненные миниатюрными частными
лавками, специализировавшихся на продаже отдельных товаров, - риса, хлебных
изделий, мяса, овощей, рыбы, необходимых мелочей. Покупатели должны были
проходить по нескольким лавкам, чтобы приобрести все необходимое. Кроме того,
лавки закрывались в 6-7 вечера. Именно тогда и стали появляться супермаркеты, -
большие магазины, где можно было приобрести все сразу и по гораздо более
дешевой цене. Они работали до 8 вечера и предоставляли возможность приобрести
все сразу, что привело к их резкому росту. 60-70-е годы – это эпоха расцвета
супермаркетов в Японии, которые с годами продавали все больше и расширяли свои
торговые площади. Бурное развитие супермаркетов привело к практическому
вымиранию мелкого торгового бизнеса. В связи с этим в 1973 году был даже принят
особый закон, защищающий интересы маленьких частных лавок и ограничивающий
строительство супермаркетов площадью более чем 500 кв. метров. Именно в этот
момент и начинают появляться «конбини», задачей которых было проникнуть на
торговые улицы вместо супермаркетов, строительство которых там было запрещено,
и попытаться вжиться в систему мелкого торгового бизнеса.
|
|