Всё о
Японии
Индивидуальные
туры
Групповые
туры
Отели
Японии
Подписка
на рассылку
 
НачалоО ЯпонииИнтересно и занимательно о Япо...Гармония формы и содержания

Свои поиски гармонии между формой и содержанием японцы совершенно логично распространили и на кулинарно-гастрономическую сферу. У японского повара все должно быть красиво, решили они: и ножи, и посуда, и конечный результат.

Скорее всего, страсть Японии к малым формам связана с особенностями ее природно-географического жизненного пространства - сплошь острова да горы, удобных для привольной жизни равнин не так много, вот и приходится обустраивать ограниченные площади и объемы. Особого разнообразия пищевых ресурсов в Японии тоже никогда не было, отсюда и неизбежный уклон в сторону изощренных методов предварительной обработки сырья и подлинное искусство презентации готовой еды. Но при этом налицо известный инвентарный минимализм - часто острого ножа и разделочной доски вполне достаточно для подготовки всех ингредиентов нужного блюда.

Кухонные ножи в Японии отвечают тем же требованиям, что и самурайские мечи: они должны быть прочными и гибкими. Разные по форме и размерам инструменты предназначены для разных целей. Так, нож для сашими должен быть длинным и тонким, а овощной - большим и прямоугольным, как наш секач. Вообще японские ножи гораздо больше по размерам, чем это принято на наших кухнях.

Для кухни Японии характерна виртуозная нарезка - и в смысле владения самим инструментом (любой продукт нарезается быстро, точно и без видимого физического напряжения), и по конечному результату (кусочки огурца в виде узнаваемой рыбки, рыбный лепесток как затейливая роза). При этом исходный продукт нарезается на маленькие кусочки вовсе не случайного размера и формы: для конкретного блюда рыбу нарезают именно кубиками или, допустим, брусочками, а мясо для другого - полосками определенной толщины. Но в отличие от китайских коллег, которые почитают за доблесть, по ходу своей стряпни, менять до неузнаваемости вид, запах и вкус исходных ингредиентов, японский повар стремится подчеркнуть индивидуальный аромат и текстуру каждого продукта.

Бесхитростные и привычные палочки для еды в Японии тоже не так уж и просты. Оказывается, мужские палочки должны быть длиннее женских - ведь мужская ладонь крупнее. Это особенно заметно в парных подарочных наборах таких палочек, скажем, на свадьбу. Из этой "палочной" диспропорции следует совершенно неожиданный, чисто японский вывод: стало быть, столики, на которых сервируется еда для женщин, должны быть чуть выше мужских - чтобы не приходилось слишком наклоняться во время еды. А ведь, кроме палочек для приема пищи в Японии, есть еще и палочки для готовки - гораздо длиннее обычных, ими помешивают то, что жарится и варится, или смешивают разные ингредиенты.

На самом столе необходимая гармония возникает уже при взгляде на используемую посуду - квадратная плошка никогда не будет подавлять круглую пиалушку. Важно, что именно еда определяет форму и размер посуды, в которой она подается, а также материал, из которого эта посуда сделана, - в отличие от европейских привычек, когда имеющийся в доме столовый сервиз или просто какой-то набор посуды используется для любой еды без разбора. Площадь и емкость каждого японского блюда и блюдечка осмысленно используется как элемент оформления всего стола. В Японии, если симметрия, то - правильная, если асимметрия, то - с классным дизайнерским расчетом, даже если повар вообще без всякого образования.

Каждая японская тарелка с едой представляет собой законченную картину со своей композицией, цветовым решением и смысловыми акцентами. Точно так же и стол, с некоторым количеством таких тарелок, не производит впечатления случайного нагромождения - наоборот, это тоже своего рода художественная композиция с многослойной смысловой нагрузкой. Правильно приготовленная японская еда - это не только вкусно и красиво, но и очень информативно, грамотно накрытый стол подскажет знающему наблюдателю, какой на улице сезон и кто за этот стол сядет - в смысле возраста, пола и положения в обществе.

Совершенно необходимой предпосылкой всех этих художественных упражнений стала важная организационная особенность японского стола: обычно все блюда подаются одновременно, и все они общие, без персональных порций. Из них и складывается общая гармоничная картина. При европейской подаче, с многочисленными переменами персональных блюд, в лучшем случае, возможна лишь постоянно нарушаемая механическая симметрия.

Примечательно и то, что иногда посуда как форма гораздо интереснее для японца, чем ее содержание. Так, свое любимое саке в Японии обычно пьют из деревянного, керамического или фарфорового стаканчика, а столовые наборы для этой цели (с графинчиком, сосудом для подогрева и пр.) часто представляют собой настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. Для европейца все наоборот: и вино, и крепкий алкоголь принято пить из чистой, прозрачной стеклянной посуды без всякого украшательства, мешающего оценить оттенки цвета и прочие характеристики жидкости внутри.

По материалам А.Гендина

Интересно и занимательно о Японии
Пластиковая пища
Музей Джона Леннона в Сайтаме
Умные туалеты
Новый год по-японски
Библиотека Национального парламента
Путятин мацури
Гармония формы и содержания
Шиатсу, или сделано пальцем
Шоппинг в Токио
Магазины 100-йенники
Как провести свободное время в Токио
Япония - страна дождя. Погода Японии.
Фугу. Рыба для самурая
Япония - страна долгожителей
Ама, или жемчужные ныряльщицы
Почему японцы любят Сакуру?
Велосипед в Японии
Японская свадьба
Японские виски
Маторёсика
Ай рабу ю, Рариса!
Курума для японцев
Тебураська Арэрэ
Алкоголь и налоги в Японии
Мини-маркеты - жизнь японцев
Поющие дороги в Японии
 


Групповой тур

Красные клёны

Индивидуально
Фестиваль времён! Осенняя мини-группа Загадай желание
Визы в Японию Отзывы
Обучение в Японии Карта Японии
Выставки Японии О компании
Авиабилеты Полезная информация
Передвижение по Японии Для агентств
tour@varvarka.ru Европа, Азия, Африка, Австралия. ВАРВАРКА ТРЕВЕЛ