Эдо, так в древности называли нынешнюю столицу
Японии.

Население около 12,544 млн
человек.
Площадь города 2 187 км².
Плотность населения — 5 740 чел/км², самая высокая среди
префектур Японии.
В 1867 г. в Японии
произошла Реставрация Мейдзи, к власти пришел
Император,
и было принято решение о смене столицы. Императорская семья переехала из
Киото
в Эдо, а 1896 г. город получил новое имя - Токё, или, как мы привыкли его
называть теперь, Токио (буквально в переводе - Восточная
столица). Токио - это целое "созвездие" субцентров, тесно прижавшихся
друг к другу.
Императорский дворец является одним из знаменитых
в Японии замков.
Резиденция
Императора - закрытая территория для посещения, но Вы можете
пройтись по площади перед ней и заглянуть в Восточный парк. Токийская телебашня
является одной из лучших смотровых площадок Токио. Поднявшись на нее, Вы
увидите потрясающую панораму: небоскрёбы, Токийский залив, зеленые островки
парков, а в хорошую погоду - величественный конус вулкана
Фудзияма.
ТОКИО - столица современной
Японии и одноименная префектура,
расположенная на равнине Канто Тихоокеанского побережья острова Хонсю. В
административном отношении столичная префектура Токио состоит из 23 специальных
районов, 26 отдельных городов, 7 поселков и 8 деревень. Административно к ней
относятся острова Идзу и Огасавара. Площадь префектуры - 2156,8 кв. км. В том
числе площадь самого города - 615,8 кв. км.
Главным городом страны Токио был не всегда. За годы своей
истории Япония не раз меняла места императорских резиденций, передавая
столичный статус то одному городу, то другому. В свое время столица
располагалась и в Асуке, и в Фудзиваре, и в
Наре, и в
Киото.
Несмотря на древность своего происхождения, Эдо (так
назывался Токио вплоть до 1869 года) долгое время считался далеким захолустьем.
Археологи обнаружили, что человеческое поселение здесь существовало еще в
период Дзёмон - японского неолита - за тысячелетия до наших дней. Века
проносились над маленькой рыбацкой деревушкой, не затрагивая сложившегося там
патриархального уклада жизни. И только в XV веке местный феодал-военачальник
Ота Докан решил построить здесь замок - одну из опорных точек своих владений.
Спустя столетие великий полководец и объединитель
Японии Тоётоми Хидэёси наградил этим
далеким замком одного из своих ближайших сподвижников - Токугаву Иэясу.
Очевидно, степень доверия государственных деятелей того времени друг к другу
была прямо пропорциональна расстояниям между их замками. Как бы то ни было, но
Токугава перестроил и модернизировал полученный во владение замок, превратив
его в центр своего обширного домена в долине Канто. А вскоре после смерти
Хидэёси, последовавшей в 1598 году, Токугава основал собственное военное
правление в стране (сёгунат) с местом пребывания в Эдо. Новый сёгун с усердием
принялся за обустройство своей ставки. Укреплялись и расширялись стены замка,
болота, раскинувшиеся к востоку от дворца, были засыпаны землей. Место,
выбранное для города, оказалось достаточно удобным, и сюда стало стекаться
население из других районов страны. К 1720 году население Эдо достигло 1 млн.
человек. Это был самый крупный город мира в то время.
В 1867 году, исчерпав себя, рухнуло военное правление
сёгуната Токугавы. Произошла Реставрация Мэйдзи, в результате которой вся
государственная власть в стране вновь перешла в руки императора. Событие это
было столь неординарным, что вызвало немало различных политических,
экономических и прочих перемен в Японии. Среди них было и решение о смене
столицы. Императорская семья переехала из
Киото
в Эдо и в качестве своей официальной резиденции выбрала замок бывшего сёгуна.
Соответственно, Эдо был переименован, получив в 1869 году новое название -
Токё, или, как мы привыкли, Токио (буквально - Восточная столица).
В последующие годы роль Токио как политического,
финансового, промышленного центра страны неуклонно возрастала. Однако
поступательность этого процесса была прервана силами стихии. 1 сентября 1923
года на столицу и прилегающие префектуры обрушились волны сейсмических ударов.
В ходе одного из самых разрушительных землетрясений погибло более 143 тысяч
человек. Две трети столичных домов и сооружений были уничтожены. Вспыхнувшие
пожары поглотили оставшееся. Лишь к 1930 году город удалось восстановить из
пепла.

Впрочем, это было не единственным тяжким испытанием для
японской столицы в ХХ веке. Столь же разрушительный и трагический характер для
судеб города носили и американские бомбардировки весной 1945 года. 9-10 марта
1945 года американские "Летающие крепости" В-29 сбросили над центром Токио
десятки тысяч зажигательных бомб. Мгновенно вспыхнувшие жилые кварталы
превратились в пылающий ад, погибло более 80 тысяч человек. Эта воздушная
операция по степени разрушений и числу жертв была вполне сопоставима с
результатами атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года.
До 60-х гг. Токио был средоточием большого числа предприятий
обрабатывающей промышленности, в настоящее время многие крупные предприятия
вынесены за городскую черту, в городе же развиваются преимущественно наукоемкие
и высокотехнологичные производства. В городе насчитывается около 50 тыс.
предприятий, 66,5% из них имеют до 10 чел. работников. В сфере обслуживания
занято 55% работающих жителей города. В последние годы Токио вошел в число
крупнейших финансовых центров мира. По объему финансовых операций Токийская
фондовая биржа сравнима со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и
Лондона.
Токио - основной транспортный узел страны с двумя
международными аэропортами, к нему сходятся линии скоростных железных дорог и
скоростные автострады, для которых через кварталы с плотной застройкой
проложены путепроводы со сложными многоярусными развязками. Город пронизан
разветвленной сетью линий метрополитена и наземных электропоездов - главного
вида массового общественного транспорта. Ежедневно услугами транспортной
системы города пользуется около 25 млн. чел.
Токио - научный и культурный центр со старейшими частными и государственными
университетами страны - Токийским, Васэда, Кэйо, Хосэй, Хитоцубаси и др. В
городе более 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных,
муниципальных и иных музеев.
Сама история формирования японской столицы предопределила
отсутствие сколько-нибудь ясно выраженного единого центра. Мегаполис рос,
поглощая один за другим прилегающие города, поселки, деревни. Поэтому в плане
он напоминает не единый архитектурно-социальный комплекс, а "созвездие" многих
субцентров, тесно прижавшихся друг к другу. До Реставрации Мэйдзи 1868 года,
когда нынешний Токио еще носил название Эдо, город был разделен на две основные
части - Яманотэ (холмистая местность вокруг сёгунского дворца, где проживали
князья - даймё, а также самураи - воины княжеских дружин) и Ситамати (более
низменная и потому менее комфортная зона обитания купцов и ремесленников).
Некая "генетическая" память о прошлом этих кварталов сохраняется и поныне.
Кварталы Яманотэ, цепочкой протянувшиеся по вершинам городских холмов, остаются
престижной жилой зоной столицы, где сконцентрированы учреждения культуры и
образования. А бывшие уголки "нижнего города" Ситамати - Канда, Асакуса,
Нихомбаси - сохранились как центры торговли, коммерции, где предпочитают
обитать представители именно этих профессий.
Кухня Токио
Токио - город, где удивительным образом сочетаются старина и
современность, фешенебельные районы и тихие узенькие улочки.
Токио не без основания славится ресторанами. Согласно
прошлогоднему путеводителю Michelin, японская столица стала кулинарным центром
мира, обойдя Париж, Лондон и Нью-Йорк. Японцы любят хорошо поесть, и это
заметно сразу: каждый день в кулинарных телепередачах гости смакуют изысканные
деликатесы, а от обилия в городе кафе и ресторанов разбегаются глаза. В Токио
можно попробовать блюда любой страны, однако все они меркнут перед
самобытностью местной кухни. Она гораздо разнообразнее, чем может показаться на
первый взгляд, а особенности приготовления блюд зависят не только от региона,
но и от времени года. Здесь стремятся максимально сохранить натуральный вкус и
полезные свойства пищи. Японцы уверены, что истина в простоте, поэтому рис
готовят без специй, а рыбу предпочитают сырой. За исключением элитных
ресторанов, здесь нет порядка подачи блюд: все приносят и едят одновременно.
Обязательные элементы любой японской трапезы - рис и суп мисо.
Токийский транспорт - советы
При взгляде на запутанную транспортную карту Токио может
схватить сердце - бессчетные ветки метро и наземных электричек переплелись
здесь в языческий узор. В одно и то же место часто можно добраться разными
способами, но чтобы выяснить, как именно, самим японцам приходится сверяться с
картой или мобильным телефоном - почти в каждом есть специальный сервис. Однако
если купить карточку PASMO или SUICA (продаются на любой станции), передвижение
по городу станет гораздо удобнее: просто прикладывайте ее к турникету на входе
и выходе со станции. Останется лишь следить, чтобы на ней всегда были деньги.
Этими карточками также можно расплачиваться в мини-маркетах и автоматах на
станциях.
Карта Токийского метро
Помощник в пересадках (анг.язык)
|
|