Всё о
Японии
Индивидуальные
туры
Групповые
туры
On-line
бронирование
Подписка
на рассылку
 
НачалоО ЯпонииГорода ЯпонииКацуура

ФУДАРАКУДЗИ

Префектура Вакаяма, расположенная на полуострове Кии, обращенном к Тихому океану, издавна считается одним из оплотов религии в стране. Здесь немало известных храмов, монастырских комплексов. Среди этих центров буддизма и синтоизма, вероятно, мог бы легко затеряться небольшой храм, стоящий на морском берегу в нескольких километрах от небольшого городка Нати-Кацуура. Он посвящен богине милосердия Каннон. Таких храмов в Японии немало. Но у Фукуракудзи — своя любопытная история.

Все началось с весьма романтичной ситуации. Самурай Морито Эндо (1139–1203), служивший в охране императорского дворца, влюбился в замужнюю женщину, которую звали Кэса. Он так настойчиво добивался расположения от предмета своих воздыханий, что однажды Кэса согласилась, но с непременным условием — Эндо должен убить ее мужа. Для этого она назначила точное время, когда нужно было под покровом ночи проникнуть в ее дом и зарезать отдыхающего супруга. Эндо проделал все, как было сказано. Но оказалось, что он убил не мужа, а саму Кэсу, которая намеренно заняла его место, чтобы не уступать домогательствам самурая. Узнав о трагической ошибке, Эндо немедленно постригся в монахи, приняв имя Монгаку.
Страсти еще пылали в груди монаха, поэтому он зимой простаивал целыми днями под ледяными струями водопадов, усмиряя плоть. Но известность ему принесли не подвиги аскета, а случайная встреча. Монгаку решил построить храм в честь богини милосердия. Он попросил денег у императора, но с ним даже не стали говорить. Разозленный Монгаку перелез через дворцовый забор и тут же был схвачен охраной. Власти быстро разобрались в причинах злостного нарушения порядка и отправили монаха в ссылку на малоосвоенный и пустынный полуостров Идзу. Там-то и встретились Монгаку и опальный аристократ Ёритомо Минамото (1147–1199), спасавшийся на Идзу от своих врагов — клана Тайра. Как утверждают предания, именно Монгаку побудил своего нового знакомого собрать войско и выступить против армии Тайра. Поход удался. Семья Тайра была уничтожена, а Ёритомо Минамото стал неофициальным военным правителем страны — сёгуном. В награду за поддержку Монгаку получил от сёгуна средства на постройку двух буддийских храмов. Они получили название Фудараку. Это — искаженное японским произношением название горы Поталака, где якобы пребывает богиня милосердия Каннон. Один из храмов построили в Камакуре, столице сёгунского правления Минамото, а другой — на тихом берегу в провинции Кии (ныне префектура Вакаяма), недалеко от известных религиозных центров Кумано и Нати. Естественно, в храмах Фударакудзи молитвы чаще всего возносили во здравие и процветание дома Минамото. Храмы время от времени посещал и Ёритомо, чтобы помолиться перед их основной святыней — статуей одиннадцатиголовой Каннон. С падением Камакурского сёгуната храмы Фударакудзи, утратив высокопоставленных покровителей, впали в бедность и растеряли большинство своей паствы. Но если храм в часто посещаемой туристами Камакуре еще упомянут в местных путеводителях, то его «собрат» в Вакаяме практически забыт. Единственное, что все еще поддерживает его увядающую славу, — это воспоминания о странном обычае, связанном со сменой настоятелей храма.

Дело в том, что в Китае, откуда, собственно говоря, и пришел в Японию буддизм, существовал собственный календарь, основанный на 60-летнем цикле. Каждый из годов получал свое название — например, год Огненного дракона или год Деревянной лошади. По прошествии 60 лет названия годов повторялись. Продолжительность цикла была не случайной. По мнению китайцев, именно столько лет должен жить человек. И в самом деле, редко кто в те времена мог прожить более 60 лет, чему препятствовали болезни, эпидемии, войны, голод. Легко понять, почему 60-летие считалось в некоторых религиозных сектах пределом, достигнув которого священнослужитель должен был уйти из бренной жизни к богам. Во всяком случае, так считали верующие буддийской секты Сингон, которой принадлежали храмы Фударакудзи. В Камакуре этот принцип рассматривали лишь как срок ухода настоятеля на пенсию, но вот в удаленном храме в провинции Кии его соблюдали как неписаный закон.Едва настоятель достигал 60-летнего возраста, ему устраивали пышный праздник, после которого священнослужитель отправлялся к богине Каннон на гору Поталака. Где расположена эта гора, никто точно не знал. Где-то на юге, за морем. Поэтому достичь рая Поталака (или по-японски — Фудараку) можно было только при божественной помощи. Строили небольшой деревянный челнок, сажали туда 60-летнего бонзу и накрывали сверху деревянным ящиком без окон и дверей, крепко прибивая ящик к палубе. Отправляющемуся в путь давали с собой еды, воды и свечей на 4 недели. За это время стихия (если будет на то воля Каннон) должна была принести монаха к подножию священной горы. Выжидали попутного ветра и сталкивали челнок в морские волны. Вероятно, мореплаватель погибал в мучениях через несколько дней, но оставшиеся на берегу этого не видели и потому считали, что он достиг рая Фудараку.

За прошедшие столетия в плавание отправились более 20 настоятелей Фударакудзи. Страшная традиция прервалась лишь в 1565 году. Тогда заколоченный в плавучий ящик настоятель храма проявил жизнелюбие и поступил по примеру пушкинского Гвидона — «выбил дно и вышел вон». Отвертеться от ухода к вратам рая ему все-таки не удалось. Монахи быстро соорудили новый челнок и проводили строптивого бонзу в последний путь. Но в дальнейшем ограничились отстранением 60-летних настоятелей от дел. Этот неординарный сюжет стал широко известным благодаря рассказу японского писателя Ясуси Иноуэ (1907–1991)… А что касается дальнейшей судьбы строителя храмов, монаха Монгаку, то она была непростой. После смерти Ёритомо Минамото его сослали на пустынный остров Садо в Японском море. Где он умер, достоверно не известно. В стране есть несколько «могил Монгаку». С одной из них, расположенной в префектуре Гифу, связана странная история. Каждый год 9 июля по лунному календарю, то есть именно в тот день, когда ослепший от любви самурай убил красавицу Кэса, на камень, установленный над могилой Монгаку, выползают десятки слизней с черными полосками на спине. Как утверждает легенда, эти полоски — напоминание о сабельных ударах, нанесенных ни в чем неповинному мужу Кэса. И эта история послужила сюжетом для рассказов двух японских литераторов — Рюноскэ Акутагава (1892–1927) и Кан Кикути (1888–1948).
Стас Цветков

Города Японии
Токио
Камакура
Киото
Нара
Никко
Осака
остров Кюсю
острова Окинава
остров Сикоку
Аогасима
Аомори
Акита
Аманохасидатэ
Атами
Гифу
Идзумо
Инуяма
Исэ
Йокогама
Канадзава
Кацуура
Кобе
Коя-сан
Кумано
Мацусима
Мацуэ
Миядзима
Нагано
Нагоя
Наосима
Нарита
Ниигата
Никко
Окаяма
Префектура Сидзуока
Префектура Тояма
Саппоро о.Хоккайдо
Симода
Сирахама
Сэндай
Такамацу
Такаяма
Тоба
Тоттори
Фудзи-Хаконе
Хакодате
Хамамацу
Хираидзуми. Префектура Иватэ.
Хиросима
Отдых на о.Сайпан
 


Групповой тур

Красные клёны

Где остановиться
Фестиваль времён! Маленькая группа Отели
Визы в Японию Отзывы
Обучение в Японии Карта Японии
Выставки Японии О компании
Авиабилеты Полезная информация
Передвижение по Японии Для агентств
tour@varvarka.ru Европа, Азия, Африка, Австралия. ВАРВАРКА ТРЕВЕЛ