КИНКАКУДЗИ
Знаменитый Золотой павильон для большинства
туристов, приезжающих в Киото, считается главной достопримечательностью города.
Расположен в северной части Киото на территории буддийского храмового комплекса
Рокуондзи.

Здесь всегда много народу, поэтому советуем вам приезжать
пораньше. Удивительно миниатюрный и элегантный, он стоит на самом берегу
большого озера, отражаясь в прозрачной воде. Его стены, колонны и карнизы
полностью покрыты золотом. Венчает здание золотой феникс.
Сёгун Асикага Ёсимицу (1358-1408) приобрел
дом аристократа и превратил его в свое уединенное жилище, названное Золотым
павильоном (1397). Здесь сёгун провел последние годы своей жизни, утратив
всякий интерес к политической жизни страны. Стены павильона по приказу сёгуна
Ёсимицу, обожавшего роскошь, были покрыты золотой фольгой, что и дало название
этому сооружению. Но прелесть зданию придавали не особая гармония в соотношении
всех элементов и не легкость конструкции, не изящное сочетание разных стилей, а
поистине художественная вписанность его в окружающий пейзаж. Изначально
Кинкакудзи строился по образцу декоративных китайских павильонов, возводившихся
на берегу озер. Сдвигающиеся стенные панели первого этажа позволяли хозяину и
гостям любоваться небольшим рукотворным озером, подступающим прямо к стенам
здания, и окружающим его парком. Озеро не случайно получило название Кёкоти
(Озеро-зеркало).
Изначально помещения павильона были предназначены для
разнообразной деятельности. Первый этаж (его иногда называют Хосуйин) выполнен
в японском архитектурном стиле синдэн-дзукури, расцветшем в эпоху Хэйан и
применявшемся в основном при возведении дворцов, домов аристократов. Для
второго этажа (Тёонкаку) архитектор выбрал стиль букэ-дзукури (самурайский
стиль, более характерный для построек периода Камакура). А верхний, третий,
этаж (Кукётё) построен по суровым канонам дзэнской архитектуры. Соответственно,
комнаты нижнего этажа сёгун использовал как приемный зал для деловых
переговоров, в том числе для встреч с послами Китая времен династии Мин, часто
посещавшими японскую столицу по торговой надобности. На втором этаже,
внутренний декор которого имел явно выраженный китайский характер, проводились
музыкальные вечера и чайные церемонии. А третий этаж павильона, состоявший
всего из одной комнаты, был личной молельней сёгуна с обязательными для таких
помещений статуями Будды и сопровождавших его бодхисаттв. Конек крыши павильона
украшал позолоченный бронзовый феникс.
В соответствии с желанием сёгуна после его смерти оно было
превращено в дзэн-буддийский храм. Золотой павильон пережил
войну Онин, но в 1950 г сгорел дотла - его поджег сумасшедший монах.
Юкио Мисима описал это происшествие в романе "Золотой
храм". Говорят, нынешнее здание - точная копия оригинала, хотя
скептики считают, что позолота, в особенности после реставрации Кинкакудзи в
1990 слишком яркая и более насыщенная, чем была в оригинале. За прогулочным
садом, устроенным вокруг пруда, возвышается гора Кинугаса. Гармоничное
взаимодействие всех составляющих создает великолепный пример садовой
архитектуры периода Муромати.
В тихие дни в его поистине зеркальной поверхности отражается
великолепный Кинкакудзи, и трудно сказать, который из них - настоящий или
отраженный - прекраснее. Особое впечатление сад и павильон производят после
снегопада.
Как добраться: Северо-запад Киото, возле Рёандзи. Сюда
можно добраться на автобусе. Тел (81 075) 461-0013.
Открыто ежедневно 9:00-17:30, окт-март 09:00-17:00. Вход платный.

ГИНКАКУДЗИ
Серебряный павильон, еще одна величайшая сокровищница
Японии.
Некоторые считают Гинкакудзи (настоящее название
Дзисёдзи, английское - "Серебряный павильон")
непревзойденным образцом садовой архитектуры; другие полагают подобное мнение
преувеличенным. Однако нельзя усомниться в той роли, которую Гинкакудзи сыграл
в японской культуре, ибо в его стенах чайная церемония, театр Но,
аранжировка цветов и рисунки тушью вышли на новый уровень совершенства.
Храм первоначально являлся горным пристанищем сёгуна Ёсимаса, чье имя памятно в
связи с художественным ренессансом, ныне именуемым культурой Хигасияма.
Храм сооружен в 1483 г. в восточной части Хэйан(Кё) во время правления
сёгуна Ёсимаса Асикага.
Согласно историческим преданиям, сёгун Асикага Ёсимаса
построил Гинкакудзи как отклик на Золотой павильон - великолепное творение его
деда, сёгуна Асикага Ёсимицу. Якобы первоначально предполагалось, что стены
Серебряного павильона, который тогда назывался Хигасияма-доно (Дворец горы
Хигасияма), а также Каннон-дэра (Храм, посвященный богине милосердия Каннон),
будут покрыты серебром, подобно тому, как в Золотом павильоне - золотом. Но то
ли сёгуну не хватило средств, то ли, увидев, как прекрасно лунный свет играет
на деревянном покрытии крыш и стен дворца, он решил отказаться от серебра.

Отблеск луны, отраженный поверхностью озера и дающий
неповторимое освещение дворцу и саду, стал доминирующим в восприятии павильона.
Более того, создается впечатление, что и в дневные часы павильон излучает
серебристое сияние. Трудно понять, в чем причина такого свечения: возможно,
этому способствуют раздвижные створки окон, оклеенные белой с голубым отливом
бумагой, возможно, причина - в особом способе покрытия крыши, благодаря
которому в зависимости от времени суток и освещения она меняет свой
оттенок.
Главное, что роднит Золотой и Серебряный павильоны, - это
уникальное единение архитектурных построек с окружающей средой.
Как добраться: 100 автобус до
Гинкакудзи-мае. Открыт ежедневно 08:30-17:00 (с дек-март
09:00-16:30). Тел. (81 075) 771-5725.
Фотографии Гинкакудзи
|
|