Отдых в Японии: 5 станция горы Фудзи

"Экскурсия на пятую станцию горы Фудзи"

Материал подготовлен гидом-переводчиком Хисаэ Накаяма.

Гора Фудзи – самая высокая гора в Японии.  Фудзи – действующий стратовулкан, который многократно извергался на протяжении истории, в последний раз в 1707 г., когда, говорят, что вулканический пепел достиг Эдо (нынешний Токио), покрыв город слоем толщиной 10 – 15 см.  В результате последнего извержения образовалась гора Хоэй на юго-восточном склоне.  С тех пор Фудзи молчит.

Имея высоту 3776 м над уровнем моря, гора Фудзи в хорошую погоду прекрасно видна с моря и различных мест в центральной части Японии, например, Фудзи видна со смотровой площадки Токийского муниципалитета, из окна суперэкспресса Токио – Киото.

Сегодня мы с вами побываем на самой горе, и поднимемся до пятой станции, находящейся на полпути до ее вершины, на высоте 2305 м.

Из центра Токио до горы Фудзи можно добраться за 2 часа по скоростной автодороге Тюо. Подъем на гору начинается с дороги Субару Лайн, идущей от подножья горы до пятой станции.  Тридцатикилометровая автодорога Субару была проложена в 1964 г.  Требуется 30 – 40 минут чтобы преодолеть это расстояние.

Традиция разделения маршрута восхождения горы на 10 станцией, которая сохраняется и до сих пор, берет свое начало от религиозной практики, сложившейся в средних веках у паломников, совершавших восхождение на гору.  На каждой из 10 станций (на вершине расположена 10-ая станция) стоит колонна, на которой написан номер станции и высота над уровнем моря.

Уже с первой станции заметен явно вулканический пейзаж:  черные камни породы базальта большого и маленького размера, лава и гравии.  Рельеф вдоль дороги неравный, справа и слева один за другим встречаются так называемые паразитические вулканы, которые иногда мешают обзоры.  Говорят, что после образования горы в нынешнем виде, извержения чаще всего происходили на склонах и у подножья.  Сейчас насчитывается около 60 паразитических вулканов, расположенных почти на одной линии, которую можно прочертить с северо-запада на юго-восток через вершину горы.

«Растительность»

Во время подъема, преодолевая разницу в высоте 1500м, хорошо видна смена растительности. Так как гора Фудзи является заново образовавшимся вулканом, она покрыта огромным количеством лавы и гравия, и не имеет достаточного грунта, который может удерживать воду после дождей и таяния снега.  Поверхность земли пориста и суха.  Склоны горы часто (особенно зимой) обдуваются сильными ветрами.  Растениям трудно расти в таких условиях.  Чем выше подниматься, тем ниже становится температура.  На горе Фудзи растительность распределяется вертикально.  Однако на флору влияет не только высота над уровнем моря, но и особенность почвы, компоненты лавы и т.д.  На склонах горы местами наблюдаются чистые леса из одной породы деревьев.

У подножья горы, в самом начале дороги Субару, есть красивый лес из одних японских красных сосен.  Этот лес растет на потоке лавы, застывшей после извержения 1083 года.  По мере движения по направлению вершины  встречаются разные растения.

Горный пояс (900м – 1600м над уровнем моря):  японская красная сосна, лиственница, береза, кипарис, бук зубчатый и другие деревья.

Субальпийский пояс (1600м – 2300м):  такие хвойные деревья, как тсуга, пихта, рябина, лиственница, рододендрон и другие.

Альпийский пояс (выше 2400м): лесная граница находится на высоте 2300 – 2400м над уровнем моря.  Выше 2400м практически нет деревьев.  Склоны покрыты лавой и гравием.  Для альпийского пояса Японии ползущие сосны обычно считаются типичной растительностью, но на горе Фудзи их нет.  Вместо них на горе иногда встречаются ползущие лиственницы.

«Пятая станция»

Дорога Субару заканчивается на пятой станции, которую с древних времен люди называли «границей между небом и землей» или «началом неба и земли». Это может быть, из-за необычайного пейзажа, похожего на луну. Наверху совершенно нет лесов. Здесь только голая коричнево-фиолетовая земля из лавы и лапилли. Хотя отсюда до вершины Фудзи рукой подать, на самом деле даже физически крепким людям потребуется 5—6 часов чтобы преодолеть этот путь.  С конца июля до середины августа на пятой станции, во второй половине дня собираются много людей.  Добравшись до восьмой или девятой станции они останавливаются на короткий отдых в хижинах, чтобы на следующий день рано утром возобновить восхождение,  чтобы, по традиции паломников, встретить восход солнца на вершине.  Такая традиция существует со средних веков, когда гора Фудзи была объектом религиозного поклонения.  Ежегодно во время пика сезона восхождения, с 6-го по 17-ое августа, администрация префектуры Яманаси осуществляет регулирование транспортного движения, запрещая  въезд частных машин на дорогу Субару.

Если посмотреть вниз со стоянки пятой станции, то среди бескрайных лесов мелькает вода пяти озер, расположенных на северном склоне горы. За синими горами еще далеко видны цепи пиков Японских южных и северных Альп.

Здесь, на пятой станции туристы, отдыхая от долгой езды, обычно проводят 30 – 40 минут, любуясь природой в лесной границе, или посещая синтоистский храм Комитакэ. Пятая станция находится на самой вершине горы Комитакэ, которая является самым старым из 3 отдельных вулканов, составляющих нынешнюю гору Фудзи.  Во второй половине дня туристы по скоростной дороге, идущей вдоль восточного подножья горы Фудзи, переезжают с севера на юг, и по программе дальше продолжают экскурсию по району Хаконэ. Там туристы могут заночевать, чтобы принять ванны в горячих источниках, или же могут вернуться в Токио в тот же день.

Существует поговорка о том, что, тот, кто ни разу не поднимался на Фудзи – глупец, но дважды глупец тот, кто поднимался на эту гору более одного раза.

Я, как гид, побывала на горе, наверное, несколько десятков раз, так что я настоящий неисправимый глупец. Тем не менее, мне всегда нравится бывать там.  Так интересно наблюдать изменение природы, которое так четко и даже резко проявляется на горе Фудзи в зависимости от времени года.