Мини-маркеты - жизнь японцев

24-часовые мини-маркеты и автоматы по продаже напитков и сигарет, - искать не нужно.

И это действительно так, - автоматы и мини-маркеты основались буквально на каждом углу! К примеру, между двумя станциями метро, связанными улицей не длиннее полутора километров, и несмотря на то, что все это расстояние можно пройти где-то за 15 минут, на ней расположено 11 мини-маркетов и более 50 (!) автоматов по продаже напитков и сигарет. Начав свою историю в 70-е годы прошлого века, мини-маркеты раз и навсегда вошли в повседневную жизнь жителей страны, став ее абсолютно неотъемлемой частью.

Мини-маркеты, как отражение жизни японцев. Рынок мини-маркетов резко вырос за 30 лет.

Мини-маркеты, зародившиеся в США, очень оригинально прогрессировали в Японии, изменив образ жизни жителей этой страны. Несмотря на то, что сами магазины крошечные, в них есть абсолютно все необходимое для повседневной жизни, причем приобрести товар можно в любое время суток. По-японски мини-маркеты звучат как «КОНБИНИ», - сокращенное изначальное название магазина (CONVINIENCE STORE).  К этой категории магазинов относятся «тогровые площади более 30 и менее 250 кв.метров, специализирующиеся на продаже легкой еды и напитков, и работающих более чем 14 часов в сутки».

В 1983 году сеть «конбини» состояла всего лишь из 6,308 магазинов, а продажи не превышали 61 миллиард 250 миллионов йен в год (около 6 миллиардов 125 миллионов долларов США).

Однако в 2008 году это уже совсем другие цифры – 44,391 магазин, годовые продажи – 88 миллиардов долларов. Количество покупателей просто неисчислимо, - если разделить это число на все население Японии, получается, что каждый житель страны заходит в мини-маркет более чем 110 раз в год.

Удобство по всем показателям – время работы, местонахождение, количество товаров. Итак, что же такого особенного в этих «конбини»?

На сегодняшний день более 80% мини-маркетов работают круглосуточно и без выходных. В начале 70-х годов прошлого века, когда мини-маркеты только стали появляться в Японии, супермаркеты и торговые лавки, специализирующиеся на том или другом товаре, закрывались где-то в 7 вечера, - соответственно вечером было негде приобрести ни еду ни напитки. Первый мини-маркет сети «СЕВЭН-ИЛЭВЭН», который на сегодняшний день стал самой распространённой сетью «конбини» в стране, произвел настоящую революцию, - он абсолютно соответствовал своему названию и работал с 7 утра до 11 вечера, а с 1975 года перешёл на круглосуточное обслуживание и стал моделью развития системы мини-маркетов в Японии.

Мини-маркеты, средняя площадь которых составляет всего-лишь 100 кв. метров, в основном рассчитаны на городскую клиентуру, - людей работающих или проживающих в радиусе 500 метров (5 минут ходьбы). Среднее количество клиентов в такой узкоцелевой торговой зоне – около 10,000 человек. Подобная стратегия также привела к тому, что многие люди начали отдавать предпочтение посещению именно «конбини», до которых рукой подать и из дома и из офиса, а не больших супермаркетов, которые как правило расположены в более отдалённых местах (хотелось бы сразу же оговориться: в провинциальных городах с небольшим населением все устроено немного иначе, - мини-маркеты там располагаются недалеко от железнодорожных станций или же на расстоянии 5 минут НА МАШИНЕ от места работы или проживания).  

Несмотря на свои небольшие размеры, «конбини» предлагают покупателю самые разнообразные товары первой необходимости, количество которых в среднем составляет 2,500-3,000 наименований. В основном это еда и напитки (японские ланч-боксы «бэнто», рисовые «треугольники» с различной начинкой, бутерброды, хлебные и кондитерские изделия, полуфабрикаты, салаты, молочные продукты, ветчина, алкогольные и безалкогольные напитки, специи, консервы, мороженое, продукты быстрого приготовления), газеты, журналы, одежда (футболки, кепки), канцелярские товары, косметика, некоторые лекарственные препараты, стиральный порошок и товары личной гигиены, сигареты, батарейки, фонари, компакт-диски, марки, открытки, некоторая глиняная и стеклянная посуда. 70% продаж относится к еде и напиткам. Если раньше нужно было идти в канцелярский магазин за канцелярскими товарами или же в водочный за пивом и более крепкими напитками, то теперь всё это можно приобрести в одном месте, что также ставит «конбини» в более выигрышную позицию.

Кроме того, мини-маркеты активно включают в сферу своих товаров новые услуги. С самого начала в них присутсвовали копировальные машины и факсовые аппараты, так что за совсем небольшую плату можно было сделать копии или же отправить (или получить) факс. С 1981 года мини-маркеты также занялись предоставлением такой услуги как отправка багажа. С 1987 года в список услуг добавилась возможность оплаты счётов за свет, телефон, газ, воду, а также сделать налоговые платежы. С 1992 года здесь стало возможным приобретать билеты на концерты и спортивные мероприятия, а с 1998 года в мини-маркетах появились банковские автоматы, в которых можно не только снять деньги, но и положить их на счёт или сделать банковский перевод. С 2003 года в «конбини» появились даже почтовые ящики,- теперь не нужно искать ближайший, чтобы отправить письмо или открытку, нужно просто зайти в «конбини» и опустить почту в установленный там для этого красный ящик. Кроме того, во всех мини-маркетах установлены бесплатные и абсолютно чистые туалеты, которыми пользуется не только персонал, но и любой покупатель или просто посетитель магазина.

Основная причина популярности – в изменении социальной культуры страны.
Что же привело к невероятной популярности мини-маркетов в Японии?

Существует мнение, что популярность вызвана характером жителей этой страны, - больших любителей всего нового и удобного. Тем не менее, это не единственный фактор. В основе стремительного роста рынка мини-маркетов лежит изменение экономики страны в период перехода из стадии высокого экономического роста в стадию зрелого и самодостаточного общества.

Период высокого экономического роста 50-х годов 20 века, длившегося на протяжении порядка 20 лет, заставил перейти большое количество земельных работников в промышленную сферу и сконцентрировал основное население в больших городах страны. Увеличилось количество одиноких японцев, не создающих семьи, а обеспечением уже созданных семейств стали заниматься не только мужчины, но и женщины. В это время основным местом покупок являлись небольшие торговые центры и улочки в жилых районах, заполненные миниатюрными частными лавками, специализировавшихся на продаже отдельных товаров, - риса, хлебных изделий, мяса, овощей, рыбы, необходимых мелочей. Покупатели должны были проходить по нескольким лавкам, чтобы приобрести все необходимое. Кроме того, лавки закрывались в 6-7 вечера. Именно тогда и стали появляться супермаркеты, - большие магазины, где можно было приобрести все сразу и по гораздо более дешевой цене. Они работали до 8 вечера и предоставляли возможность приобрести все сразу, что привело к их резкому росту. 60-70-е годы – это эпоха расцвета супермаркетов в Японии, которые с годами продавали все больше и расширяли свои торговые площади. Бурное развитие супермаркетов привело к практическому вымиранию мелкого торгового бизнеса. В связи с этим в 1973 году был даже принят особый закон, защищающий интересы маленьких частных лавок и ограничивающий строительство супермаркетов площадью более чем 500 кв. метров. Именно в этот момент и начинают появляться «конбини», задачей которых было проникнуть на торговые улицы вместо супермаркетов, строительство которых там было запрещено, и попытаться вжиться в систему мелкого торгового бизнеса.

Статьи по теме
Модернизация общества, как последствие экономического роста и сконцентрирования рабочего населения в городах, очень сильно повлияло на японское общество, и скорее всего наиболее радикальным...
Система использования ограниченной торговой площади мини-маркетов, а также система рационального размещения товара на полках заставляет покупателя не просто обойти магазин, но обязательно что-нибудь...