Велосипед в Японии

Многие туристы, впервые приехавшие в Японию, часто удивляются большому количеству велосипедистов на улицах городов. Особое удивление вызывают служащие компаний, которые как ни в чём не бывало разъезжают на велосипедах в строгих деловых костюмах.

Считается, что велосипед был изобретён в 1817 году немцем Карлом Драйсом. В Японию же велосипед впервые попал где-то в 1865 году, однако повсеместное распространение этот вид транспорта получил только после Революции Мэйдзи (1868 год). С тех пор велосипед стал неотъемлемой частью повседневной жизни японцев.

В период Мэйдзи (1968-1912 гг) велосипед являлся роскошью, - простые люди гордились даже тем, что в доме есть фотография, на которой они запечатлены с этой диковинкой. В это же время повелось считать, что велосипед – не женское занятие. Благородные дамы не могли себе позволить прокатиться на велосипеде, так как это было постыдным и не надлежащим им занятием. Велосипед в эту эпоху был чисто мужским видом транспорта.  

В Японии существует известная практически каждому жителю страны манга под  названием  «ХАЙКАРА-  САН ГА ТООРУ» (в переводе – «МОДНИЦА ЕДЕТ !». Героиня этого комикса занималась как раз «непристойным» занятием – разъезжала по городу в традиционной одежде. Однако комикс послужил толчком к «продвижению» велосипеда в женское общество. В следующую эпоху Тайсё (1912-1926 гг) дамы из благородных и богатых семей стали создавать своеобразные клубы велосипедистов, тем самым закрепляя свое место в обществе.     

 В наши дни велосипед – это неотъемлемая часть повседневной жизни обычной   домохозяйки. Удобные, приспособленные для бытовой жизни велосипеды с корзинами   для покупок впереди и сзади, даже получили в народе прозвище «мамин велик». По  законодательству на велосипед с собой можно посадить только одного ребёнка, однако чиновникам в прошлом 2009 году пришлось уступить натиску домохозяек и разрешить производство велосипедов, на которые можно сажать и безопасно везти сразу двух детей.   

В какой бы город Японии Вы ни попали, Вам всегда бросится в глаза картина, когда велосипеды небрежно припаркованы или просто брошены на обочине дорог. Обычно велосипеды запираются только на несложный замок, так как их обладатели не особо волнуются о том, что их «коня» кто-то может украсть. На самом деле велосипедные кражи иногда случаются, но основная их причина не в том, что вору понравился велосипед, а в том, что человек куда-то очень торопится и ему просто необходимо «позаимствовать» этот вид транспорта. В конце концов «велосипедный вор» доезжает до цели назначения и просто бросает уже не нужный ему велосипед, что часто и приводит к подобным скоплениям на обочинах дорог потерянных велосипедов. При покупке велосипеда в Японии его сразу же необходимо зарегистрировать в полицейском участке, поэтому при пропаже велосипеда нужно просто сообщить участковому номер своей регистрации, после чего служители правопорядка займутся поисками пропажи. Правда подобных просьб полиция получает немного, - жителям Японии гораздо проще приобрести новый дешевый велосипед или же взять подержанный по совсем бросовой цене (местные муниципальные службы часто проводят распродажу подобранных и починенных велосипедов).  

Дешевые китайские велосипеды стоят в Японии порядка 100 долларов, японские модели – около 250 долларов. Популярные в последнее время велосипеды с электроприводом могут доходить в цене и до 1,000 долларов. На данный момент в Японии насчитывается до 86 миллионов велосипедов, находящихся в использовании, - получается что велосипедом обладает более чем каждый второй житель страны. Ездить на велосипеде умеют практически всё население Японии, - это наверно второй показатель после грамотности (читать и писать умеют 100% населения). Не уметь кататься на велосипеде считается здесь просто постыдным.   

Велосипед, это не только экологически чистый вид транспорта. Пересадка на велосипеды не только сокращает дорожные пробки и снижает загрязнение воздуха, шум от машин. В последнее время увеличивается количество людей, садящихся на велосипед для того, чтобы укрепить здоровье или же сократить расходы на проездной до школы или офиса. Однако увеличение велосипедистов влечёт за собой и увеличение нарушений правил дорожного движения. По законодательству, велосипедистам, так же как и водителям автотранспорта, запрещается езда в нетрезвом состоянии, езда с потушенными фарами в ночное время, и использование мобильных телефонов. Тем не менее многие японцы до сих пор считают, что «велосипед – это не машина», а прописанные правила езды на велосипеде знает и вовсе совсем небольшое количество граждан страны.   

Велосипеды японского производства очень удобны и технологичны. Во многих городах есть компании, которые выдают велосипеды на прокат. В последнее время в Киото можно часто встретить иностранных туристов, курсирующих по городу на прокатных велосипедах, - это действительно интересный и приятный способ совершить самостоятельную экскурсию по городу. Главное – не забывайте о правилах дорожного движения!

Наиболее «велосипедной» страной является Голландия - 109 велосипедов на 100 граждан. За ней следуют Германия (85 велосипедов на 100 граждан). Дания (78 велосипедов), Норвегия (69 велосипедов). Больше всего велосипедов в использовании в Китае (490 миллионов 760 тысяч велосипедов) и в США (120 миллионов велосипедов). Япония на третьем месте – 86 миллионов 650 тысяч велосипедов). На протяжении 18 лет с 1955 года Япония являлась самым крупным экспортером велосипедов в мире. Сделанные в Японии велосипеды можно было увидеть практически во всех странах, однако сейчас из-за укрепления йены экспорт велосипедов очень сильно сократился. На 2000 год основным производителем велосипедов стал Китай, который производит более 50% всех велосипедов в мире (две трети – на экспорт).

Материал подготовлен Ватанабэ Ицуми