Храмы 1-22

1 храм - Рёдзэндзи (храм святой горы)

Этот храм возле Наруто служит началом и концом паломничества по Сикоку, хотя самые рьяные паломники начинают и завершают его в Коя-сан на Хонсю, главной святыне секты Сингон. В храме продается традиционная одежда паломника: соломенные шляпы, белые хлопчатобумажные балахоны, цветные пояса и посохи. Здесь посетители расписываются в книге в знак совершения паломничества.

2 храм - Гокуракудзи (храм обетованных земель)

Один из 30 храмов Сикоку, основанный знаменитым монахом-скульптором Гёки. Кободайси вырезал для этого храма статуэтку будды Амида. Статуэтка излучала такое сильное сияние, что оно достигало ближайшего морского залива и распугивало рыб. Рыбаки, оставшиеся на какое-то время без улова, возвели перед храмом насыпь, которая преградила путь свету статуэтки, после чего храм стал светиться только изнутри. Храм неоднократно горел, был восстановлен только в 1659 году. Статуэтка будды Амида является национальным сокровищем.

Храм также известен в качестве покровителя лёгких родов. В эпоху Мейдзи паломница из Осаки, придя в этот первый храм на пути Сикоку, поняла, что беременна. Она помолилась в этом храме за лёгкие роды и пустилась в долгий путь по храмам острова. Обойдя все 88 храмов, женщина родила здорового и крепкого сына.

На территории храма растёт криптомерия, по преданию посаженная самим Кободайси. Считается, что прикосновение к дереву приносит долгую жизнь.

3 храм - Кинсэдзи (храм золотого источника)

Основан монахом Гёки в 7 веке. Монах Кободайси во время своего паломничества, посетил это место, в котором проживали жители деревни, страдающие от сильной жары и недостатка воды. Монах выкопал колодец, вода в котором была золотистой и оживляющей. Именно поэтому храм и получил своё нынешнее название. На территории храма до сих пор расположен тот самый знаменитый колодец. По преданию, если заглянувший в него увидит в воде своё отражение - он будет жить долго, а если нет - умрёт в течение 3 лет.

Между 3 и 4 есть промежуточный храм

4 храм - Дайнитидзи (храм большого солнца)

По преданию монах Кободайси установил в этом храме статуэтку будды Дайнити (Дайнити в прямом переводе - Большое Солнце). Храм долгое время пребывал в полном запустении, был отстроен практически заново только в конце эпохи Эдо. Сама фигурка будды Дайнити является скрытым сокровищем храма и не подлежит показу, однако паломники могут увидеть 33 фигурки бодхисатвы Каннон, которые расположены вдоль пешеходного коридора, соединяющего два храма этого комплекса.

5 храм - Дзидзодзи (храм бодхисатвы Дзидзо)

Храм основан Кободайси в 811 году по приказу императора Сага. Монах вырезал и установил здесь статуэтку будды Дзидзо - покровителя странников и детей. В период расцвета  на территории комплекса располагалось более 300 храмовых построек, однако практически все они сгорели во время междоусобной войны в 1582 году. В период Эдо две основные постройки были восстановлены, однако в 1915 году опять сгорели. Нынешние строения были восстановлены в 1922 году.

На территории храма произрастают старые деревья гинкго, которым уже более 800 лет. Желтая осенняя листва - одна из наиболее привлекательных особенностей данного храма. Также в храме установлено 500 статуэток святых защитников Ракан, каждый с неповторяющимся выражением лица.

6 храм - Анракудзи (храм спокойствия и умиротворения)

Изначально храм находился в горной долине Анраку. На территории храма находились горячие источники, которые, по убеждению Кободайси, лечили всевозможные болезни. Монах установил в этом храме статуэтку Лечащего Будды. В 1582 году храм сгорел и был восстановлен в 1589 году, но уже в другом месте, где до сих пор и находится.

На территории храма растёт "перевёрнутая сосна". По легенде Кободайси отдыхал под молодой сосной, когда неожиданно рядом с его лицом в дерево воткнулась стрела, - молодой охотник промахнулся в дичь и чуть не убил монаха. Порадовавшись такому благополучному исходу, Кободайси вырыл молодую сосну, спасшую его жизнь, вместе с корнем и посадил корнем вверх. Сосна проросла, и с тех пор получила название "перевёрнутой".

7 храм - Дзюракудзи (храм десяти одарений)

Один из 39 храмов Сикоку, основанных непосредственно монахом Кободайси. Монах вырезал и установил в этом храме статуэтку будды Амида, которая по легенде должна была дарить паломникам 10 святых снисхождений, а также защищать от 8 основных человеческих мук, в которые входят старость, болезни, смерть. Храм изначально находился в горной долине Дзюраку, в дальнейшем был перенесён на нынешнее место. Неоднократно горел, был полностью восстановлен только в начале 20 века.

На территории храма расположена статуэтка бодхисатвы Дзидзо, лечащего глазные болезни. Также здесь установлены две ванны - для мужчин и для женщин, благодаря которым паломники, приходя в этот храм, действительно получают настоящее облегчение в их длинном пути.

8 храм  - Кумаданидзи (храм Медвежьей долины)

Монаху Кободайси, медитировавшему неподалёку от нынешнего месторасположения храма, явилось видение буддистского воплощения Кумано, после чего монах вырезал точную копию своего видения из святого дерева, свершив тем самым статуэтку тысячерукой Каннон.

9 храм - Хоринидзи (храм святого перевоплощения)

Храм изначально находился в предгорье, в 3 километрах от нынешнего местонахождения. Монах Кободайси, узнав о том, что в предгорье живёт гигантская белая змея, являющаяся перевоплощением одной из бодхисатв-защитниц Будды, вырезал здесь статуэтку спящего будды Амида и построил часовню. Храм сгорел во время междоусобных войн, после чего был восстановлен на нынешнем месте. Храм окружен рисовыми полями, местные жители часто называют храм "рисоводный Хорин-дзи". Статуэтка лежащего будды - единственная на Сикоку, других в такой позе фигурок будды в 88 храмах нет. Статуэтка выставляется на общий осмотр раз в 5 лет.

10 храм - Кирихатадзи (храм оторванной ткани)

Во время своих странствий монах Кободайси встретил в месте, где расположен данный храм, девушку-ткачиху. Монах попросил у неё немного ткани для своих оборванных одежд. Ткачиха без сожаления оторвала большой кусок ткани от одежды, над которой она работала в то время, и отдала монаху. В ответ девушка попросила монаха вырезать ей статуэтку бодхисатвы Каннон, чтобы поставить её на могиле своих родителей. Монах вырезал статуэтку, и когда он преподнёс её девушке, ткачиха неожиданно стала сиять невероятным светом, и моментально превратилась в воплощение Каннон.

11 храм - Фудзии-дэра (храм колодца глициний)

По легенде храм основан монахом Кободайси в то время, когда ему исполнилось только 12 лет. Монах во время скитаний по острову зашел в деревню, в которой сейчас располагается храм, и вырезал здесь фигурку Лечащего Будды, который должен был спасти жителей от различных несчастий. Кроме того, монах посадил пятицветную глицинию, в честь которой и назван храм. Храм великолепен в мая, когда окружающие постройки глицинии находятся в полном расцвете.

А далее паломников ждет утомительный подъем на пути между 11 и 12 храмами, он известен как "смерть паломника".

12 храм - Сёсандзи (храм сожжённой горы)

Храм известен с древних времен как одна из святынь японского горного буддизма. Храм был основан монахом Эн-но Одзуну - одним из основополагателей этого ответвления буддизма. Впоследствии храм посетил Кободайси. От жителей соседних деревень он узнал, что в пруду храма поселился огромный змей, который сжигает окрестные горы и мешает мирной сельской жизни. Кободайси прочитал над прудом «водное» заклинание, после чего ему удалось усмирить змея и закрыть его в скале. Считается, что статуя будды, с помощью которой Кободайси победил коварного огненного змея, хранится в храме до сих пор. Эта история и дала название храму, - Сёсандзи - храм сожженной горы.

В средние века храм пользовался огромным уважением местных жителей и самураев. Клан Хатисуга, который владел этим районом, покровительствовал его развитию. К храму ведет тяжелая горная дорога, с большим количеством перевалов, что придает посещению этого храма особое значение. Паломники после сложного пути восхищаются этим горным храмом (800 метров над уровнем моря), где часто из-за горных туманов царствует таинственная завораживающая атмосфера. Храм окружён старинными соснами (400 лет) и рассадами глициний, что также приводит посетителей в восторг.

Между 12 и 13 промежуточный храм - Дзёсин-ан (хижина кедрового посоха)

По пути к следующему храму паломники обязательно проходят через «хижину кедрового посоха» - Дзёсин-ан. С хижиной связана интересная история. Когда-то на Сикоку проживал очень жадный и жестокий богач по имени Эймон Сабуро. Монах Кободайси, проходя рядом с его домом, попросил милостыню, вместо чего Эймон бросил в него железный кувшин. Кувшин разбился на восемь частей, и, начиная со следующего дня, один за другим умерли 8 детей богача. Эймон раскаялся в содеянном и отправился в путешествие по храмам Сикоку в поисках Кободайси, дабы вымолить у него прощение. 20 раз он обошел 88 храмов и лишь в 21 раз, недалеко от храма Сёдзандзи, выбившись из последних сил и буквально при смерти, повстречал этого монаха. Эймон покаялся перед ним и попросил у него, чтобы в следующей жизни ему удалось родиться в семье клана Коно, который правил районом, дабы начать правильно жить и мудро управлять. Монах положил в руку умирающего Эймона камешек, на котором предварительно написал «возрождение Эймона Сабуро», после чего Эймон скончался. Спустя десять с небольшим лет в семье самурая Коно действительно родился мальчик, в чьей руке был зажат камень с вышеуказанным написанием.

На могиле Эймона монах Кободайси поставил кедровый посох раскаявшегося богача, который пустил корни и превратился в большое кедровое дерево.

13 храм - Дайнитидзи (храм большого солнца)

Согласно легенде, Кободайси, проходя по этому району, увидел будду Дайнити (большого солнца), который сказал, что место это святое и что монаху надо обязательно поставить здесь статуэтку будды. Кободайси выстрогал статуэтку, что и положило начало храму. Храм полностью сгорел в 1573 году, после чего был восстановлен. Считается, что до сих пор здесь хранится статуэтка будды Дайнити, вырезанная монахом Кободайси.

При входе в храм паломников встречает статуя богини Каннон - Каннон Счастья, а непосредственно перед храмом возвышается статуэтка будды Обиндзуру. Считается, что если загадать желание и погладить статуэтку, желание обязательно исполнится. На вершине горы сохранены остатки каменных стен замка местного феодала Огасавара.

14 храм - Дзёракудзи (храм постоянного благодения)

В 815 году Кободайси практиковал в этом районе дзэн в течение 17 дней. Во время медитации ему явился бодхисатва Мироку (одно из перевоплощений будды) в окружении большого количества младших бодхисатв. Видение сильно повлияло на монаха, и он вырезал увиденное на священном дереве, из которого построил небольшую молельню, которая и положила начало "храму постоянного благодения". Храму покровительствовал сильный самурайский клан Хосокава, тем не менее, он сгорел во время очередной междоусобицы и был отстроен уже только в эпоху Эдо кланом Хатисуга. В 19 веке храм был перенесён на более высокое место, так как на его изначальном местоположении было запланировано рытьё пруда.

Храм Дзёракудзи - единственный храм на Сикоку, посвященный бодхисатве Мироку. Поднявшись по 40 каменным ступеням, паломники оказываются на территории храма, сохранившем природные особенности - горные выступы образуют своеобразный сад «каменной воды». Перед основной молельней растёт дерево Арараги, из коры которого Кободайси якобы сделал особый напиток, вылечивший страдающих сахарным диабетом местных жителей. На разветвлении дерева спряталась маленькая статуэтка монаха.

15 храм - Кокубундзи (храм-защитник страны)

В 741 году император Сёму издал указ о построении в каждом районе страны храма Кокубундзи, который бы стал защитой от врагов и природных ненастий. Один из храмов и был основан на Сикоку. Сначала это было грандиозное строение с 7-ярусной пагодой, однако со временем храм (как и все храмы Кокубундзи) пришел в упадок. В период Эдо от храма осталась только маленькая полуразрушенная молельня. Однако по указу местного феодала храм был отстроен заново в 1741 году.

На территории храма сохранилась каменная кладка первой постройки - это историческое наследие района Сикоку. Все строения достаточно старые - 1804-18 год, что тоже редкость для храмов Сикоку, которые часто горели. В храме хранится статуэтка лечащего будды Яку-нёрай, считается, что это работа легендарного мастера Гёки - одного из самых известных религиозных скульпторов ранней Японии. Считается, что храм очищает человека и защищает его от всех врагов. На территории храма расположен каменный сад эпохи Момояма (для посещения обязательна предварительная договорённость).

16 храм - Каннондзи (храм Каннон)

Храм был построен по прямому указу императора Сёму в 741 году. После этого монах Кободайси выстрогал и установил здесь статуэтку богини милосердия Каннон, которую оберегают бодхисатвы Фудо и Бисямон. Храм сгорел во время междоусобных войн в 1573 году и был отстроен под покровительством клана Хатисуга в 1659 году. До сих пор с храмом связано много удивительных фактов - слепые паломники после посещения этого храма прозревали, многие неизлечимые заболевания исчезали.

На территории находится каменная статуэтка «дзидзо, плачущего по ночам». Многие родители, уставшие от ночного плача младенцев, приезжают сюда с просьбами успокоить детей, а также пожелать им здоровья и счастья в будущем.

17 храм - Идодзи (храм-колодец)

Храм был построен по указу императора Темму в 674 году. Основной будда храма - лечащий яку-нёрай, считается, что фигурка была создана основателем государственности в Японии - принцем Сётоку. По легенде, монах Кободайси услышал от жителей деревни неподалеку от храма, что их постигла жестокая засуха и абсолютно нет воды. Монах стукнул о землю своим посохом, и из расщелины стала бить чистая и вкусная вода. Монах заглянул в созданный им таким образом колодец, после чего оставил свое изображение, увиденное в отражении воды, на камне, из которого потом был сделан колодец. Легенда и дала название храму - Храм-колодец.

Храм несколько раз горел и был окончательно восстановлен только в 1969 году.

В храме выставлены спасенные из пожара статуэтки лечащего будды и охраняющих его бодхисатв. В храме также сохранился и тот самый легендарный колодец - паломники обязательно в него заглядывают. Считается, что если человек увидел свое отражение, то все в порядке. Если нет - значит, что-то нехорошее случится в течение 3-х ближайших лет.

Между 17 и 18 есть промежуточный храм

18 храм - Ондзандзи (храм благодарности матери)

Храм был построен по указу императора Сёму в 730 году под руководством легендарного китайского монаха Гёки. Женщинам вход в храм был запрещен. Однако мать монаха Кободайси (звали ее Тамаёри-Годзэн), пришла в храм, чтобы хоть на минуту свидеться с сыном. Монах прошел 17-дневный тайный ритуал, после которого ему было разрешено свидание с матерью.

Если пройти еще 300 метров в гору, можно выйти на обзорную площадку, с которой открывается вид на город Токусима и морское побережье.

19 храм - Тацуэдзи (храм возвышающегося залива (бухты))

Храм был построен по указу императора Сёму под руководством монаха Гёки. Гёки, который волновался о благополучных родах императрицы, слепил очень маленькую статуэтку дзидзо из золота, которая и стала покровительницей храма. Монах Кободайси, проходивший здесь в 815 году, был обеспокоен тем, что статуэтка настолько миниатюрна, что может затеряться, поэтому он слепил большую статую дзидзо, а внутрь нее положил золотого маленького дзидзо.

Храм Тацуэдзи, наряду с тремя другими храмами Сикоку, является храмом «святой заставы». Считается, что люди с грязными помыслами обязательно будут здесь изобличены. Например, у колокола храма - веревка с людскими волосами. В 1803 году храм посетила женщина по имени Кё. Как только она приблизилась к храму, её волосы неожиданно встали дыбом и вплелись в верёвку колокола. Никто не смог помог ее вырваться, - веревка крепко обвивала волосы женщины. Однако как только она покаялась в том, что на самом деле убила мужа, после чего неудачно попыталась покончить с собой вместе с любовником и, раскаявшись, встала на путь обхода храмов, верёвка неожиданно расплелась и освободила женщину.

20 храм - Какуриндзи (храм стоячего журавля)

Дорога к храму стоячего журавля трудная: все время вверх, через бамбуковые заросли, через сосновые леса. Красивые пейзажи излучин реки. Карабкаешься наверх и задаешься вопросом "Зачем мне все это?". На ум приходят слова из сказки "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что". Наверное, для того, чтобы научиться терпению, научиться переносить физическую боль, быть целеустремленным, научиться молчать и слушать, как поет сладкоголосая птица, как стучит в ручье бамбуковая наливайка, как стучит твое сердце. Хочется дышать вкусным густым воздухом и знакомиться с новыми умопомрачительными запахами.

Храм был построен по указу императора Камму (800 год). Монаху Кободайси приснился сон о том, что этот храм пришёл в упадок, и когда он посетил его, он увидел, что, действительно, храм почти разрушен. Однако на крыше восседал журавль, который защищал своими крыльями маленькую золотую статуэтку дзидзо. Кободайси слепил большую статую дзидзо, а внутрь нее положил золотого маленького дзидзо.

Храм расположен на высоте 570 метров, и для паломников, путешествующих пешком, его посещение даже труднее, чем посещения храма Сёсандзи (12 храма). Вдоль трудной горной тропы можно увидеть 11 каменных указателей эпохи Муромати, что говорит о том, что храм являлся меккой горного буддизма еще с 10-11 веков.

В воротах храма установлена фигура защитника Нио, работы легендарного скульптора Ункэй.

21 храм - Тайрюдзи (храм большого дракона)

Храм был построен по указу императора Камму под руководством самого монаха Кободайси. Молодой Кободайси повстречал неподалёку от этого места старого монаха, который посвятил его в тайны сутры безграничной памяти. Кободайси прочитал на этом месте сутру 1 миллион раз и теперь все, что он видел и слышал, навсегда оставалось в его памяти.

Храм известен своими целебными феноменами, сюда приезжали просить о выздровлении сёгуны Японии.

Храм находится на горе Тайрю-дакэ (гора большого дракона) на высоте 618 метров над уровнем моря. Дорога, ведущая к храму, протянулась по крутому горному склону на 3 километра и считается одной из самых сложных горных дорог для паломников Сикоку. Тем не менее, в 1992 году на гору была проведена канатная дорога, по которой добраться в храм стало очень легко. Высокогорная местность очень напоминает Коя-сан, поэтому часто это место называют «Западным Коя-сан».

Хайку (придумали сами, пока топали вниз 4 км)

Шелестит река,
Красная осень пришла,
Тихо шепчет дождь.

Тысячи  шагов
к Тайрюдзи. На горе
Фонари горят.

22 храм - Бёдодзи (храм равенства)

41-летний Кободайси, проходя по этому району, увидел пятицветное облако, которое постепенно приобрело форму лечащего будды. Монах сразу же сделал из дерева фигурку лечащего будды и поставил на этом месте часовню. Рядом с часовней порыл посохом землю, и оттуда потекла белая как молоко вода. Колодец сразу же получил название "колодец белой воды". По преданию, вода лечит от всех болезней и помогает открыть свою будущую судьбу (дорогу) для всех, кто ищет. Именно поэтому и храм называется - Бёдодзи - храм равенства, равенства для всех, кто ищет свой путь. В храме сложены гипсы, костыли, посохи, - все, что уже ненужно выздоровевшим паломникам, вылечившимся с помощью этого храма.

Хурма на Сикоку

Хурма по-японски - каки. Большой мастер по очистке хурмы рассказал, что хурма в Японии двух видов: сладкая и твердая, вяжущая рот. Со второй  снимают кожицу и на месяц вывешивают вялиться на улицу. Она подсыхает  и превращается в сладкий сухофрукт. Повсюду много деревьев хурмы. В ноябре  все ветки голые, только ярко оранжевыми фонариками горят плоды.

Осень - в жизни дерева, и красиво оно необыкновенно. Так вот и человек, бывает, состарится, но становится  удивительно привлекателен и притягателен - «зрелый возраст».