Храмы 23-44

23 храм - Якуодзи (храм лечащего властелина)

Храм был построен по указу императора Сёму в 716 году. В нем поклоняются лечащему будде. Считается, что храм очищает помыслы и оберегает от злых духов и нехороших намерений. Храм был очень популярен в средние века, тем не менее, несколько раз полностью уничтожался пожарами.

К храму ведут две каменные лестницы - 33-ступенчатая для женщин и 42-ступенчатая для мужчин. От храма до башни - еще 61 ступень. Считается, что в 33 года (женщины) и 42 года (мужчины) - у людей самый тяжелый этап в жизни, когда все напасти и болезни пытаются сбить человека с правильного пути. Именно поэтому те, кому исполняется 33 и 42, приходят в день рождения и проходят по этим ступеням, бросая на каждую ступень по монете, тем самым отгоняя от себя невзгоды. 61 год по китайской традиции - первый год «второй жизни» человека, который тоже связан с соблазнами. Поэтому достигшие этого возраста также проходят 61 ступень к башне.

От этого храма начинается долгий путь по префектуре Коти - настоящее испытание для пилигримов.

Между 23 и 24 промежуточный храм и пещера Микуродо

На  берегу моря, расположена пещера Микуродо, где монах читал сутру и якобы встретился непосредственно с бодхисатвой памяти

24 храм - Хоцумисакидзи (храм на мысе Хоцумисаки)

19-летний Кободайси продолжал здесь 1-миллионное прочтение сутры безграничной памяти и по указу императора Сага в 807 году построил часовню с фигуркой бодхисатвы Кёкудзо (бодхисатва памяти). С тех пор храм находился под покровительством нескольких поколений императоров и самурайского клана Асикага. Храм несколько раз горел и был заново отстроен только в начале 20 века. Храм связан с большим количеством памятных мест, посвященных монаху Кободайси. Под храмом, который находится на берегу моря, расположена пещера Микуродо, где монах читал сутру и якобы встретился непосредственно с бодхисатвой памяти. В храме хранится большое количество произведений религиозного искусства, отнесенных к культурному наследию Японии.

25 храм - Синсёдзи (храм, освещающий рыбацкий порт)

Место, откуда открывается великолепный вид на Тихий Океан. В 807 году Кободайси выстрогал здесь дзидзо, продлевающего жизнь, тем самым помолившись о безопасности рыбаков в море и хорошем улове. По легенде, дзидзо, выстроганный Кободайси, во время пожара превратился в монаха, который сообщил жителям деревень о беде, что помогло быстро потушить храм, не причинив ему большого ущерба. Храм находился под покровительством влиятельного самурайского рода Яманоути, однако во время проведения реформы по отделению буддизма от синтоизма в эпоху Мейдзи, храм пришёл в полное запустение. Кстати, по еще одной легенде, дзидзо также превращался в рыбака. Во время шторма корабль самурая клана Яманоути практически терпел крушение, когда вдруг за руль встал никому не известный рыбак. Он вывел корабль из шторма абсолютно без потерь и таинственно исчёз. Следуя за каплями воды, упавшими с одежды рыбака, самураи попытались его догнать и отблагодарить, однако капли привели их в храм Синсёдзи, где они увидели статуэтку абсолютно мокрого дзидзо и поняли, кто же вывел их из шторма.

26 храм - Конготёдзи (храм непоколебимого закона)

По одной из версий храм был построен по указу императора Хэйдзэй в 807 году, по другой - это первый храм, открытый монахом Кободайси. Храм был очень могущественным, ему принадлежали многие прилегающие земли, однако в 1479 году храм сгорел и был заново отстроен только в эпоху Эдо под руководством самурайского клана Яманоути. Тем не менее, в 1899 году храм сгорает еще раз, и современные строения - это уже работа 20-го века. Храм посвящен лечащему будде. По легенде будда, вырезанный монахом Кободайси, после того как храм был построен, сам открыл дверь во внутренний зал и сел на наиболее понравившееся ему место, где до сих пор и находится (закрыт для осмотра). В соседнем хранилище собраны многие предметы религиозной культуры, входящие в культурное наследие Японии, в том числе и некоторые предметы одежды монаха, в которой он совершал свое путешествие по Сикоку.

Храм находится на горе над городом Микуро. Пришли сюда к самому закрытию. Было очень тихо, все звуки мягкие бархатные приглушенные. Цвета серые, как в черно-белой фотографии. Не хотелось покидать тихую благодать.

27 храм - Кономинэдзи (храм божественного пика)

Изначально храм был синтоистским, основан по указу императрицы Дзинко, дабы попросить богиню Аматэрасу помочь мужу одержать военную победу. Затем монах Гёки выстругал и поместил в храм 11-лицую статую богини Каннон. В 809 году монах Кободайси по указу императора Сёму построил на территории храма еще несколько часовен. Храм по сложности дороги, ведущей к нему, не уступает 19-му храму Тацуэдзи. К вершине горы Кономинэ (630 метров) ведет практически вертикальная дорога, которую очень сложно преодолеть. Атмосфера храма завораживает паломников. Тихая горная природа придает ему таинственность, а с другой стороны отсюда открывается грандиозный вид на Тихий Океан. Известно о том, что храм помогает достичь определенных высот в жизни. Один из фактов, - мать основателя концерна Мицубиси (Ивасаки Ётаро), для того, чтобы помолиться о продвижении бизнеса сына проделала путь в 400 километров босиком (21 день), что, скорее всего, сильно сказалось на судьбе сына. Концерн до сих пор является одним из самых могущественных компаний Японии.

Храм Кономинэдзи необыкновенно красив. Ухожен до блеска. Фотографии его сада во многих художественных альбомах, но путь к нему далек и труден. Подъем на гору полтора часа и спуск занимает столько же времени. Зато вид на Тихий океан открывается незабываемый.

Уходили из храма еще засветло, но ночь на землю здесь спускается очень быстро, поэтому дорогу с горы нам освещала луна и звезды.

28 храм - Дайнитидзи (храм большого солнца)

Храм построен по указу императора Сёму под руководством монаха Гёки. В дальнейшем окончательным оформлением храма занимался Кободайси. В эпоху Эдо храм являлся официальным религиозным заведением региона Тоса (в настоящем префектура Коти). Храм посвящен будде большого солнца Дайнити-нёрай. В храме хранится статуя будды, которую монах Кободайси буквально выцарапал ногтями из коры камфарного дерева. В 2 километрах на север от храма расположена одна их трёх самых больших в Японии сталактитовых пещер Рюкадо.

29 храм - Кокубундзи (храм-защитник страны)

Один из «сетевых» храмов Кокубундзи, главой которых является храм Тодайдзи в Нара. Изначально это было грандиозное строение с пагодами и башнями, которые очень напоминали Тодайдзи. Храму покровительствовали в разные эпохи влиятельные самурайские кланы Тёсокабэ и Яманоути. До сих пор на территории храма время от времени проводятся раскопки, многие архитектурные детали, найденные здесь, относятся к национальному культурному наследию Японии. На территории храма стоит часовня с оригинальным по назначению дзидзо - он помогает отказаться от принятия спиртного. Недалеко от храма находятся руины правительственной ставки 9-го века. Именно здесь долгое время жил и работал известный японский писатель и поэт Ки-но-Цураюки, один из первых мужчин, написавший романтический дневник «Тоса Никки» не иероглифами, а азбукой «кана», что раньше делали только женщины.

30 храм - Дзэнракудзи (храм добродетели)

Храм, с перемешанным синтоизмом и буддизмом, который находился под покровительством влиятельного самурайского клана Тёсокабэ. Храм также постигла грустная участь забытья во время революции Мейдзи. При отделении буддизма от синтоизма из 615 храмов Сикоку остались в нормальном состоянии только 167. Во время запустения, роль храма продолжал исполнять 6 храм Анракудзи. Тем не менее, долгое время многие паломники мечтали о восстановлении храма Дзэнракудзи (храм добродетели), и лишь в 1929 году храм был заново отстроен.

От храма начинается столица префектуры, город Коти. В этом районе нет горных храмов, все дороги - достаточно лёгкие для ходьбы. На территории храма расположен «сливовый дзидзо», и считается, что он лечит болезни от шеи и выше, поэтому в последнее время к нему приходят больные с проблемами мозга, депрессивным психозом и невротики.

По соседству расположен синтоистский храм Тоса Дзингу, на территории которого растут древние (несколько сотен лет) криптомерии и сосны.

31 храм - Тикуриндзи (храм бамбуковой рощи)

Храм был построен монахом Гёки по указу императора Сэйму, которому во сне приснилась бодхисатва Мондзю (богиня мудрости). Встреча во сне происходила на 5 священных горах Китая, поэтому император дал наказ Гёки найти похожее место в Японии и построить там храм. Гёки повстречался с бодхисатвой именно в этом месте. В дальнейшем храм был отремонтирован монахом Кободайси. В эпоху Эдо храму покровительствовал самурайский клан Яманоути, поэтому храм не знал бед и забот.

Храм находится на высоте 138 метров над уровнем моря, что позволяет увидеть отсюда бухту Урадо. Храм известен аллеей сакуры и азалий. В храме хранится самая старая в Японии статуя бодхисатвы Мондзю, которая восседает на льве и находится в окружении младших бодхисатв. Однако статуя недоступна к осмотру, ее показывают только раз в 50 лет. Следующий показ в 2014 году. Также храм известен своим садом, который был создан знаменитым монахом Мусо Сосэку (он создавал сады в храме Тэнрюдзи (Киото, Арасияма) и Дайсэн-ин (Киото)). Сад платный (500 йен) и свободно доступен к посещению.

Храм ежегодно посещает множество школьников, просящих у бодхисатвы ума и сил для сдачи экзаменов.

32 храм - Дзэндзибудзи (храм вершины учителя Дээн)

Создан по указу императора Сёму монахом Гёки. Построен на горе Минэяма, с которой открывается великолепный вид на Тихий Океан. Монах Кободайси молился здесь о безопасности на море и вырезал 11-ликую статую богини Каннон, которая и хранится в храме. Храму покровительствовал клан Яманоути. Храм пользовался большой популярностью у рыбаков. Храм расположен на небольшой горе, но дорога к нему достаточно крутая. По дороге к храму стоят камни причудливой формы. Один из них, расположенный за колокольней, - с особым отверстием, которое непонятно почему поднимается и опускается согласно правилам морского прилива и отлива.

33 храм - Сэккэйдзи (храм заснеженного ущелья)

Храм посвящен лечащему будде Якуси-нёрай. Статуя - работа мастера эпохи Камакура - Ункэй. Является национальным культурным наследием. Храм был основан Кободайси, но после этого часто менял свое название. Особых легенд с этим храмом не связано. На территории храма есть статуэтка будды Биндзуру, считается, что если погладить ее по голове, это принесёт удачу в дальнейшем.

34 храм - Танэмадзи (храм семян)

Храм основан корейскими мастерами по вырезке деревянных будд. Во время возвращения в Корею шторм выбросил их судно на сушу в этом районе. Мастера решили вырезать фигурку лечащего будды, чтобы тот защитил их корабль от дальнейших невзгод в море на пути домой. Над буддой мастера установили небольшой храм, вокруг которого посеяли семена пяти растений - риса, пшеницы, чумизы, проса, гороха. Поэтому храм и получил название - храм семян.

Храм не посещают обычные туристы, сюда заходят только местное глубоко верующее население и паломники Сикоку. Храм славится тем, что помолившись здесь, у женщин будут лёгкие роды. Женщины преподносят будде Каннон деревянные черпаки. Монахи храма после недельных молитв выбивают у черпаков дно и отдают обратно женщинам - считается, что получив черпак с выбитым дном в этом храме, женщине уже не стоит волноваться о сложных родах.

Рядом с храмом расположен известнейший пляж Кацура-хама, где расположена статуя японского героя последних лет самурайского правления Японии - Сакамото Рёма.

35 храм - Киётакидзи (храм чистого водопада)

Храм был основан известным монахом Гёки в 723 году и посвящён лечащему будде. По легенде, в 810 году монах Кободайси медитировал на горе, расположенной с северной стороны храма. С окончанием медитации монах стукнул своим железным посохом по земле, и оттуда полилась бурным, как водопад, потоком чистейшая вода. Изначальное здание сгорело в эпоху Эдо и было восстановлено самурайским кланом Яманоути в 1651 году.

В храм ведут ворота, потолок которых расписан фресками дракона. На территории храма находится 15-метровый лечащий будда.  С левой стороны от центрального храма находится небольшой холм под названием "гора, на которую нельзя взобраться". Это могила одного из 16 учеников монаха Кободайси по имени Синнё. Могила была создана самим Синнё, который много путешествовал по Азии и пришёл в этот храм после того, как в Лаосе на него напал тигр. Осознавая свою близкую смерть, монах создал себе могилу сам.

В этом храме также молятся за лёгкие роды, так что здесь можно увидеть множество черпаков с выбитым дном.

36 храм - Сёрюдзи (храм голубого дракона)

По легенде храм был основан монахом Кободайси, который, находясь на стажировке в Китае, решил построить по возвращению в Японию храм, который бы являлся копией китайского храма голубого дракона.

Монах бросил в море один из таинственных предметов для молитвы, и это предмет перелетел море и упал на ветки сосны в этом районе Сикоку. По возвращению в Японию монах шестым чувством отыскал этот предмет и с разрешения императора Сага построил здесь храм. Храм одно время был в запустении, но был восстановлен самурайским кланом Яманоути в 1644 году. В 1707 году сильное землетрясение и цунами опять причинили храму большой ущерб, тем не менее, в конце эпохи Эдо храм опять был полностью восстановлен.

На территории храма находится водопад, где до сих пор монахи проводят медитации. Храму покровительствует защитник Фудо-Мёо, который по легенде защитил монаха Кободайсти от шторма в море. Храм популярен среди рыбаков, которые, перед тем как выйти в море, приходят сюда с молитвами о благополучном возвращении.

"Великое счастье, если за нас принимают решение", - не устает повторять мне друг.

Бабулька из гестхауса для паломников предупредила: "Не ходите старой дорогой, все ноги поломаете... Идите новой, вдоль берега".

Постояли мои попутчики на распутье у указателя, вспомнили поговорку, "послушай женщину и сделай все наоборот", съели по банану и пошли старой дорогой. Храм Голубого Дракона стоит на высокой горе, чтобы добраться до него, надо приложить немалые усилия. У подножия храма, перед подъемом не только не видно, где заканчиваются его ступени, но даже неба не видно!

От храма 36 Сёрюдзи до храма 37 Ивамотодзи 2 дня пути!

37 храм - Ивамотодзи

Основан монахом Гёки по указу императора Сёму в 6 веке. В дальнейшем храм посетил монах Кободайси, который приобрел здесь умение превращать звезды судеб из плохих в хорошие, а также вылечивать заболевания с помощью особых сутр. Сначала храм назывался Фукуэнмандзи - храм счастья и гармонии.

Однако в средних веках он сгорел и был восстановлен монахом Ивамото.

В зале Дайсидо расположена статуэтка дзидзо, посвященная легенде о том, как глубоко верующий охотник молился о том, чтобы доставать пищу, не убивая животных, однако, так как это было невозможно для того, чтобы прокормить себя и семью, после долгих мучительных раздумий охотник выстрелил себе в грудь, тем самым не убив никого и "решив" таким образом дилемму. Потолок основного здания украшен современными росписями - 575 картин, собранных со всей страны.

38 храм - Конгофукудзи (храм непоколебимого счастья)

В начале 7-го века монах Кободайси почувствовал в этом месте присутствие богини Каннон, и, получив от императора Сага разрешение, построил здесь храм, посвященный этой богине милосердия. В эпоху Хэйан слава о храме дошла даже до столицы Киото, и многие писатели посетили этот храм с целью прикоснуться к милосердию будды. Самурайский клан Гэндзи также сделал много подарков для храма - в частности построил пагоду.

В средние века храм под покровительством аристократического рода Итидзё развился настолько, что стал самым большим храмом страны Тоса (префектура Коти).

Храм расположен на самом южном мысе Сикоку - Асидзури. От 37 храма его отделяет 80 с лишним километров - самое большое расстояние между храмами по всему маршруту на Сикоку. На машине этот путь можно проделать за 2 часа, пешком - за 24 часа (не останавливаясь). Вторичные названия храма переводятся как "спотыкаться", - до мыса ведет сложная дорога, которая выбивала паломников из сил.

Храм открывает свои тайные сокровища в течение первых трёх дней января.

39 храм - Энкодзи (храм продлевающегося света)

По преданию храм основан монахом Гёки в 724 году по указу императора Сёму. Монах вырезал здесь статуэтку лечащего будды и построил над ней храм. В 792 году монах Кободайси по указу императора Канму посетил и развил этот храм, дав ему 39-й номер.

В средние века храм процветал, однако, несмотря на покровительство самурайского клана Яманоути, постепенно пришёл в упадок.

На территории храма есть колодец "для глаз". Колодец, как всегда, получился от посоха монаха Кободайси, который узнал о том, что местные жители страдают от отсутствия пресной воды. Образовавшийся источник был назван "излечающей водой" и считается, что он вылечивает глазные болезни.

На территории храма есть статуя черепахи, которая якобы привезла в храм колокол из подводного царства.

Это последний храм на пути "испытаний" префектуры Коти. Перейдя через очередной горный вал, паломники наконец-то встают на последний путь - путь просветления (префектура Эхимэ).

40 храм - Кандзидзайдзи (храм нестеснённого взгляда)

Основан в 807 году монахом Кободайси по указу императора Хэйдзэй. Храм посвящен статуе, вырезанной монахом из одного священного дерева - в статуе присутствуют лечащий будда, Амида-будда и 11-лицая Каннон.

От этого храма начинается дорога по префектуре Эхимэ - "путь просветления".

41 храм - Рюкодзи (храм сияния дракона)

Согласно легенде монах Кободайси, проходя по этим местам, встретил седого старика, который нес на спине колосья риса (нос колосьев риса по-японски - Инари). Старик провозгласил: "я живу в этом месте, берегу и защищаю заветы буддизма и приношу удачу и благополучие местным жителям", после чего исчёз. Кободайси понял, что место не простое, и построил здесь храм, который сразу же получил и второе, народное название - храм Инари. В эпоху Эдо считалось, что бог Инари приносит удачу и способствует хорошему бизнесу и торговле.

Синтоистский храм, посвященный богу Инари, до сих пор находится на территории храма Рюкодзи. Каждый год в 1-е воскресенье марта здесь проводится фестиваль Инари, который посещает большое количество людей.

42 храм - Буцумокудзи (храм деревянного будды)

Согласно легенде в 807 году Кободайси встретил в этих местах старика, ведущего за собой корову. Старик предложил монаху проехать на корове, чтобы немного отдохнуть. Таким образом корова довезла монаха до большого дерева, на ветках которого застряла бусина ожерелья, которое монах бросил еще в Китае в сторону Японии, дабы рассыпавшие бусины подсказывали ему святые места для строения храмов. Кодобайси вырезал из этого дерева будду большого солнца Дайнити Нёрай, который до сих пор находится в храме. Считается, что, так как монах приехал сюда на корове, храм защищает животных, в особенности коров и лошадей.

Храм много раз реконструировался, однако последняя реконструкция была завершена в 1648 году, после этого храм не менял своего облика.

В былые времена считалось, что храм может вылечить оспу. Сейчас же его часто посещают для того, чтобы похоронить здесь своих любимых животных.

43 храм - Мэйсэкидзи (храм светлого камня)

Храм был основан в 6 веке по приказу императора Кинмэй. По преданию женское божество тащило ночью огромный камень, которые исполнял желания. Однако наступило утро, и когда солнечные лучи осветили камень, он начал так сильно сиять, что богиня, не донеся его до своей пещеры, испугалась и убежала. В древние века храм на протяжении 150 лет являлся меккой горного буддизма, после чего пришел в упадок и был восстановлен в 822 году монахом Кободайси. В эпоху Камакура его почитали местные самураи.

Между 43 и 44 храмом есть мост под названием Тоягахаси, под которым по легенде ночевал монах Кободайси. Сейчас под мостом положили статуэтку спящего будды. Здесь ни в коем случае нельзя стучать по мосту посохом.

44 храм - Дайходзи (храм больших драгоценностей)

Старинный храм, в котором установлена статуэтка двенадцатиликой богини милосердия Каннон. В старые времена дорога из 43 в 44 храм считалась одной из самых трудных на всём пути паломников. Большие лапти, установленные в воротах храма, меняются только раз в 100 лет.