Храмы 45-66

45 храм - Иваядзи (храм в скале)

По преданию здесь проживала женщина, обладавшая божественными способностями. Когда она встретила монаха Кободайси, она настолько прониклась его верой, что приняла буддизм и подарила монаху свою гору. Кободайси вырезал деревянную статуэтку будды, которую потом возложил в храме, а затем высек каменную статуэтку и спрятал её в скале, сделав гору святой. Монах также прочел здесь небольшой стих про это место, который известен до сих пор, - "Утро в высокогорном ущелье. Ветер колышет сосны подобно морским волнам". Именно поэтому гору еще называют "морской скалой". Храм сгорел в 1898 году и был восстановлен в 1920.

Молельня Кободайси является национальным сокровищем Японии. Основной храм расположен прямо под 100 метровой отвесной скалой. За молельней монаха идет дорога в гору. Если подняться по ней метров 300, после чего пройти между опасными камнями еще метров 150, далее забраться по железной цепи еще на 10 метров вверх и потом пройти еще 21 ступень, можно увидеть место, где медитировал монах Кободайси.

46 храм - Дзёруридзи (храм чистого рая)

Храм был основан монахом Гёки в 708 году. После этого пришёл в упадок и был восстановлен Кободайси в 812 году. В эпоху Эдо храм неоднократно горел, современное здание - 1785 года.

На перевале Мисака, который находится перед храмом, лежит огромная глыба, которую по легенде тащил Кободайси. На территории храма достаточно редкая скульптура сидящего медитирующего Кободайси (обычно его изображают идущим или стоящим). Также здесь расположены отпечатки ног будды. Считается, что если их потоптать - исчёзнет боль в ногах и впереди будет легкая дорога. Топать разрешается только босиком! Также есть камень, на котором рекомендуется посидеть - он вылечивает боль в спине и пояснице. И есть еще небольшой храм покровителя человеческой красоты и изящных искусств Бэндзайтэн.

47 храм  - Ясакадзи (храм восьми холмов)

Считается, что храм был основан в 701 году по приказу императора Момму. Для строительства пришлось срезать 8 холмов, чтобы расчистить площадь для храма. Через 100 с небольшим лет после создания храм посетил Кободайси и придал ему статус 47 храма Сикоку. В период расцвета храм был "центральным собором" из 48 храмов, в которых обитали воинственные монахи. Однако в эпоху междоусобных войн все они сгорели.

Храм посещают не только паломники, но и множество обычных людей. В основном здании находится статуэтка будды Амида - национальное сокровище, которое показывают только раз в 50 лет. Следующий показ - в 2034 году.

48 храм - Сайриндзи (храм западной рощи)

Храм построен монахом Гёки по приказу императора Сёму в 741 году. В 807 году его посетил Кободайси и поставил здесь фигурку одиннадцатиликой Каннон. Современное здание - 1701 года, - достаточно древнее. Храм расположен достаточно необычно - ниже дороги паломников. К нему надо спу

49 храм - Дзёдодзи (храм обетованной земли)

Храм был построен в 749 году по приказу императора Кокэн. Известен тем, что здесь хранится фигурка будды, вырезанная очень известным монахом Гёки. Впоследствии храм посетил Кободайси, после чего он вырос до 66 строений, но потом постепенно пришёл в упадок. Храм также известен тем, что в нем останавливался монах Ку-Я, основоположник народного буддизма (призывал людей замаливать грехи простой фразой - Наму Амида Буцу (да прославится будда), причем при этом нужно было приплясывать). В храме хранится известнейшее национальное сокровище - статуэтка монаха Ку-Я, - её знают все японцы, так как она занесена в учебники по истории. Изо рта монаха выскакивают 6 маленьких будд, показывая, что слова монаха - святые.

50 храм - Хантадзи (храм многочисленных благ)

Храм построен по приказу императора Кокэн монахом Гёки. Монах вырезал и установил здесь фигурку лечащего будды. Раньше храм назывался Комэйдзи - храм света, однако после того как его посетил монах Кободайси - он переименовал его в храм многочисленных благ. Храм известен тем, что здесь одно время обучался известный японский буддист Иппэн Дзёнин - сын известного самурая, который отрёкся от наследства и титула в 15 лет, а в 35 лет отправился в паломничество по Сикоку. Во время правления сёгуната Токугава, храм был под особым покровительством клана. Особенно его любил четвёртый сёгун - Токугава Иэцуна.

Храм находится на холме Авадзи-яма, из ворот храма открывается великолепный вид на город Мацуяма с замком в центре, а вдалеке можно увидеть внутреннее японское море.

51 храм - Иситэдзи (храм каменной руки)

Храм построен в 728 году по приказу местного самурая Оти Тамасудзу, которому он приснился во сне. На следующий год монах Гёки посетил храм и установил здесь фигурку лечащего будды. 100 с лишним лет спустя храм посетил монах Кободайси. По легенде, в семье самурая родился сын, у которого даже спустя 3 года после рождения не открывалась левая рука. Родители привели его в этот храм и попросили монахов провести молебен, после которого кулак мальчика неожиданно разжался, и из него выпал камень с надписью "возрождение Эймона Сабуро".

Когда-то на Сикоку проживал очень жадный и жестокий богач по имени Эймон Сабуро. Монах Кободайси, проходя рядом с его домом, попросил милостыню, вместо чего Эймон бросил в него железный кувшин. Кувшин разбился на восемь частей, и, начиная со следующего дня, один за другим умерли 8 детей богача. Эймон раскаялся в содеянном и отправился в путешествие по храмам Сикоку в поисках Кободайси, дабы вымолить у него прощение. 20 раз он обошел 88 храмов и лишь в 21 раз, недалеко от храма Сёдзандзи (12-й храм), выбившись из последних сил и буквально при смерти, повстречал этого монаха. Эймон покаялся перед ним и попросил у него, чтобы в следующей жизни ему удалось родиться в семье клана Коно, который правил районом, дабы начать правильно жить и мудро управлять. Монах положил в руку умирающего Эймона камешек, на котором предварительно написал "возрождение Эймона Сабуро", после чего Эймон скончался. Спустя десять с небольшим лет в семье самурая Коно действительно родился мальчик, в чьей руке был зажат камень с вышеуказанным написанием.

Храм популярен у беременных женщин, ждущих родов. По преданию женщина должна взять из храма камень, - он поможет родить легко и безболезненно. После удачных родов женщина должна вернуть храму ДВА камня.

Входные ворота - национальное сокровище Японии (работа 13 века).

52 храм - Тайсандзи (храм "толстой" горы)

Храм берет свое начало от часовни, построенной "богатым Мано", который после спасения в буре выстругал фигурку 12-лицей Каннон и построил над ней часовню на этом месте. С Мано связана старинная японская сказка. Придворная красавица, страдавшая от большого пятна на лице, во сне увидела явление, что её будущего мужа будут звать Когоро Сумияки (сумияки - производитель угля) и что живёт он в стране Бунго (территория нынешней префектуры Оита). Дама отправилась в путешествие и, отыскав жениха, удивилась его бедности, однако сжалилась и дала ему денег. Когоро дабы развлечь приятного гостя, начал кидать полученные золотые монеты в пруд, стараясь попасть в утку, однако ничего не вышло и деньги утонули, что очень невесту расстроило. Однако Когоро сказал, что унывать не надо, так как этого добра навалом на соседней горе. Поднявшись на гору, невеста увидела небывалые залежи золота, а помыв рядом в колодце лицо, обнаружила, что пятно на лице исчезло. В общем, как всегда, жили они потом счастливо и припеваючи, а Когоро с тех пор стали звать "богатым Мано".

В дальнейшем пагоду посетил монах Гёки, который построил настоящий храм.

53 храм - Энмёдзи (храм гармонии и света)

Считается, что храм основан монахом Гёки, который установил здесь статуэтку будды Амида. В то время храм находился на побережье в местечке Ваки-Нисияма и насчитывал до 7 пагод. Спустя определённое время храм пришел в запустение, и был заново открыт монахом Кободайси. В эпоху междоусобных войн храм неоднократно горел и лишь в 1615 году был заново отстроен на новом месте (там, где он находится сейчас) местным влиятельным политиком Суга Сигэхиса. В 1924 году профессор из США Сталл обнаружил в подножии фигурки будды этого храма небольшую медную табличку. Это была табличка, извещавшая о посещении храма (то, что мы с вами сейчас пишем на бумаге и кладём в ящик перед храмом), датированная 1650 годом. На данный момент это самая древняя табличка из всех 88 храмов Сикоку.

На территории храма также находится небольшая статуэтка будды - Марии-Каннон - фигурки святой Марии, которой секретно молились местные японские христиане в эпоху Эдо, когда на христианство было наложен запрет.

Факт присутствия фигурки показывает, что буддистские храмы того времени могли покрывать даже тех, кто верил в других богов - во истину великодушные храмы, закрывавшие глаза на разницу в религиях и сочувствовавших гонимым христианам.

54 храм - Энмейдзи (храм продления жизни)

Храм основан монахом Гёки и изначально находился на вершине горы Кинкэн на северо-западе города Имабари. После многочисленных пожаров храм окончательно утвердился в современном местонахождении в 1727 году. Колокол храма был похищен самураями клана Тёсокабэ в целях перелития в ружья, однако колокол отверг похитителей и сам выпрыгнул в море во время перевозки. Современный колокол был отлит в 1704 году на собственные деньги настоятеля храма.

Изначально храм писался также как и 53-й, - храм гармонии и света, - однако чтобы не возникло путаницы, ему дали новые иероглифы, - храм продления жизни, название, которое на самом деле уже установилось у местных жителей.

Входные ворота в храм - ворота, которые раньше принадлежали замку Имабари.

55 храм - Нанкобо (обитель южного сияния)

Из всех 88 храмов только у 55-го название не "храм", а "обитель", так как изначально он был построен в качестве "филиала" синтоистского храма Оямадзуми, расположенного на острове Омисима (внутреннее японское море).

По легенде, Оти Тамасуми - предводитель морского флота местного района, построил в 703 году по приказу императора Монбу синтоистский храм из 24 строений на острове Омисима, дабы задобрить местные воды и защитить флот от штормов. Однако частое посещение храма из-за его островного расположения было достаточно сложным, поэтому на основном (материковом) острове было установлено 8 филиалов, построенных в 712 году монахом Гёки. В дальнейшем филиал посетил монах Кободайси и придал ему статус 55 храма. В 15 веке все 8 филиалов сгорели, и только филиал южного сияния был восстановлен и перемещен на современное месторасположение. Во время 2-й мировой войны храм был полностью разрушен американскими бомбардировщиками, поэтому современное здание - одно из самых новых из всех 88 храмов Сикоку. Храм посетил в свое время поэт Мацуо Басё, который сочинил здесь известное хайку:

"Произнося слово,
мёрзнут губы.
Осенний ветер".

56 храм - Тайдзандзи (храм горы благоденствия)

Изначально в этом районе в сезон дождей бурно разливалась река Сосягава, унося жизни многих людей, отчего она получила даже название "хитотори-гава", - река, забирающая людей. Монах Кободайси, проходя по этим местам, помог местным жителям, научив их строить дамбы, а в конце провёл обряд защиты от воды. По окончанию обряда монах приобрёл мудрость бодхисатвы Дзидзо (защитника странников и детей) и в честь этого и построил храм. Название взято от первой части сутры, почитающей дзидзо - Нёнин-тайдзан - легкие роды женщины. В 9 веке храм процветал, насчитывая более 10 строений на своей территории. Однако, после того как он сгорел в междоусобных войнах, его остатки перенесли с вершины горы Кинриндзан на нынешнее место и отстроили заново.

На территории храма монахом Кободайси была посажена "сосна незабвения", однако сейчас от неё остался только пенёк, рядом с которым растёт "молодое поколение".

57 храм - Эйфукудзи (храм процветания и счастья)

Был построен монахом Кободайси по приказу императора Сага. Во внутреннем японском море часто бушуют штормы, и для умиротворения моря монах поднялся на гору Футодзан и провёл там обряд умиротворения. По окончанию обряда из моря монах увидел явление будды Амида и, вырезав фигурку этого будды, он построил на этом месте храм. Основное здание и здание монаха Кободайси связаны между собой деревянным закрытым коридором, в котором установлена деревянная повозка, в которой лежат костыли молодого человека, посетившего храм в 1933 году и чудесно вставшим на ноги. Также при храме установлены камни с отпечатками ступней будды, в точности повторяющими отпечатки, находящиеся в Индии. Считается, что погладив ступни, - проходит боль в ногах.

58 храм - Сэнъюдзи (храм игривого отшельника)

Храм был построен местным правителем - Оти Мориоки по приказу императора Тэндзи. Фигурка тысячерукой богини Каннон считалась покровителем императора. По легенде отшельник Або поднялся в храм и провёл здесь 40 лет, однако 8 апреля 718 года силуэт играющего с облаками отшельника растворился вместе с облаками навсегда. Далее храм пришел в запустение и был восстановлен монахом Кободайси, после чего многие верующие очень часто его посещали. В 1949 году основное здание сгорело при лесном пожаре, однако было в том же году восстановлено согласно чертежам изначального храма.

Между 57 и 58 храмом расположен пруд под названием "могила собаки". В древние времена у этих двух храмов был только один настоятель, и постоянно бегать между храмами он был не в силах, поэтому ему помогала умная собака, которая, услышав звон 57-го храма, бежала туда и возвращалась в 58-й с письмом о том, что нужно было 57-му от 58-го. Однако однажды в обоих храмах зазвонили одновременно, и собака, которая была как раз на полпути, не зная в какой храм бежать, пригнула в пруд и утонула. Местные жители сжалились над животным и установили собаке небольшой памятник у пруда, который и получил в дальнейшем такое грустное название.

57-й храм расположен в предгорье, а 58-й - на отметке в 300 метров, - на самой вершине горы. Из храма открывается вид на весь город Имабари и простирающееся за ним внутреннее японское море, что даёт путнику почувствовать себя хотя бы немного в роли отшельника Або, игравшего с облаками.

59 храм - Кокубундзи (храм-защитник страны)

Один из "филиалов" основного храма Кокубундзи в Нара, построенный по приказу императора Сёму. Считается, что данный храм берёт своё начало от деревянной статуэтки лечащего будды, высеченной знаменитым монахом Гёки. Изначально в храм входило 7 строений с пагодой. Кободайси оставил здесь свиток с изображением пяти основных бодхисатв, а его ученик Синнё провел здесь два года, переписывая сутру "Хоккэ".

Изначально храм находился в 100 метрах к востоку от нынешней постройки, на прежнем месте до сих пор находят много религиозных предметов старины. Храм неоднократно горел в средние века, после чего от него осталась лишь небольшая деревянная часовня с соломенной крышей. Полная реставрация храма началась лишь во второй половине эпохи Эдо. Нынешнее строение относится к 1789 году.

60 храм - Ёкоминэдзи (храм бокового пика горы)

Храм находится в центральной части горы Исидзути (1982 метра, самая высокая гора Западной Японии), которая долгое время являлась меккой горной религии. К храму ведёт крутая горная дорога, которая считалась одним из самых трудных отрезков на пути паломников. Храм является третьей "сторожевой" заставой на пути людей с нечистыми помыслами. Считалось, что они не могли пройти дальше. По преданию, горному монаху Энно-дзуно, первому наставнику храма, привиделся в лесу Хосигамори (лес на горе Исидзути) бодхисатва Дзао. Монах вырезал увиденное на фигурке из дерева и соорудил над фигуркой часовню, которая и положила начало храму. Далее храм посетил монах Гёки, который установил в нем фигурку будды Дайнити. Монах Кободайси также восходил на гору, где проводил долгие медитации, после чего ему явился вышеуказанный бодхисатва Дзао.

В лесу Хосигамори до сих пор сохранилась пещера, в которой Кободайси медитировал. В ней сейчас установлена каменная фигурка монаха.

61 храм - Коондзи (храм благоухающего сада)

Один из наиболее известных старинных храмов Сикоку, построенных по приказу принца Сётоку. Строительство храма должно было помочь излечить болезнь императора Ёмэй.

В 806 году Кободайси помог здесь своими сутрами при родах. Роды прошли очень легко, в честь чего монах установил в храме статуэтку будды Дайнити, которую он привёз из Китая, провел особую службу, при которой использовалось большое количество благовоний, а также поделился с монахами храма секретными сутрами для легких родов и хорошего воспитания детей.

Храм долгое время находился в упадке, был восстановлен лишь в 1913 году. Наставник храма этого времени начал читать лекции о легких родах, а также проводил службы по этому поводу. Лекции впоследствии превратились в особое направление, которое в современное время проповедует порядка 20 тысяч человек, как в Японии, так и за рубежом.

62 храм - Ходзюдзи (храм драгоценного празднования)

Храм был основан в 8 веке по приказу императора Сёму. В дальнейшем его посетил Кободайси, который установил здесь фигурку 11-ликой Каннон, которую монах вырезал по образу императрицы Комэй. По преданию монах помог здесь при сложных родах местного феодала. Храм был восстановлен в 1877 году и известен небольшим традиционным садом.

63 храм - Китидзёдзи (храм благостного счастья)

Считается, что храм был основан самим Кободайси в начале эпохи Хэйан. Проходя по этим местам, монах увидел сияющую вышку, в честь чего вырезал изображение бодхидсатв Бисямон (воина, защищающего храм от зла) и Китидзё (бодхидсатвы счастья и благополучия), над которыми и построил часовню.

Это единственный храм на Сикоку, который посвящен воинственной бодхисатве Бисямон.

На территории храма расположен огромный камень с дырой внутри. Считается, что если пройти от ворот храма к камню с закрытыми глазами, и попасть шестом паломника в дыру, исполнится загаданное желание.

64 храм - Маэгамидзи (храм пред лицом богов)

Считается, что храм был основан горным отшельником Энно-дзуно. Храм посетил император Кайму, который молился здесь о своем выздоровлении. Император действительно выздоровел, после чего храм получил благосклонность императорской семьи, его не раз посещали многие императоры Японии. Кроме того, храм считается один из центральных мекк горного буддизма страны.

К храму ведёт аллея из сакуры, поэтому его очень приятно посетить весной.

65 храм - Санкакудзи (храм трёх углов)

Храм был основан по приказу императора Сёму известным монахом Гёки. В дальнейшем его посетил Кободайси, который установил в храме статуэтку 11-ликой Каннон, одаривающей женщин легкими родами и защищающей всех паломников от злых помыслов. Кободайси провел здесь 21 день, он медитировал на треугольном постаменте, который сейчас представляет собой "треугольный" пруд в задней части храма. Сейчас в центре пруда установлен небольшой искусственный треугольный остров. Храм часто горел, нынешнее строение относится к 1971 году.

66 храм - Унпэндзи (храм облаков)

Храм расположен на отметке 900 метров над уровнем моря, дорога к нему относилась к одним из наиболее сложных участков пути паломника. Сейчас к храму ведёт канатная дорога, по которой можно добраться всего лишь за 7 минут. Если идти пешком - подъем на гору займет порядка 2-х часов. Географически храм относится к префектуре Токусима, однако традиционно считается, что это первый храм на последнем отрезке пути префектуры Кагава.

По преданию Кободайси впервые взобрался на эту гору в 16 лет, в 789 году. Его изначальной целью было подобрать прочную древесину для храма Дзэнцудзи, однако побродив по горному лесу, монах понял, что место святое, и решил установить здесь небольшую часовню. Монах в дальнейшем посещал этот храм еще два раза, и в последний, совершенный по приказу императора Сага, решил возвести его в ранг 88-ми святых храмов Сикоку. После этого храм долгое время процветал, его называли даже "Коясан на Сикоку", так как здесь училось и жило большое количество монахов. Храм однажды сгорел во время средневековых феодальных войн, но был быстро восстановлен в эпоху Эдо.

На территории храма установлена лавочка в форме баклажана. Считается, что загадав желание, нужно посидеть на ней произнося фразу "Отаноми-насу" ("прошу исполнения", игра слов, так как "насу" по-японски еще означает и баклажан), после чего желание исполнится.