Обожествление урожая риса

Всем известен факт, что рис наряду с пшеницей и кукурузой является одной из наиболее жизненно важных зерновых культур мира. Более 90% риса выращивается и потребляется в азиатском регионе (Китай, Индия, Тайланд, Индонезия, Япония и т.д.). В странах Европы и Америки рис – это как правило всего лишь добавка, гарнир к основному блюду, в отличии от азиатских стран, где рис является основным источником получения жизненной энергии. Япония не является исключением, - рис здесь также является центральной фигурой национальной кухни, на ряду с разнообразными побочными продуктами и специями, созданными на рисовой основе (традиционный алкогольный напиток «сакэ», уксус, соевый соус, мисо, рисовые лепешки «моти», рисовые сладости и т.д.).

Религиозная вера и рис

В Японии существует очень специфический термин – «обожествление урожая риса». Местная религия «синто» основана на преподношении богам подарков (в случаях когда люди хотели отблагодарить богов природы за хороший урожай и попросить их о дальнейшем покровительстве и исполнении желаний) или жертв (в случаях, когда богов, насылавших стихийные бедствия и болезни, надо было успокоить), причем в роли и подарка и жертвы как правило выступал именно рис. Кроме того, долгое время рис являлся способом оплаты налогов и часто заменял денежные ресурсы. Значимость и богатство того или иного феодала определял «рисовый индекс» - сколько риса выращивается и продается на его территории.

Идея, основанная на положении, что рисовое сельское хозяйство ключевым образом повлияло на образ жизни и духовную культуру японцев и лежит в основе понятия «обожествление урожая риса». По сегодняшний день одним из главных религиозных обрядов императорской семьи Японии является «НИИНАМЕСАЙ» - преподношение богине Аматерасу (от которой по легенде и начался императорский род) части урожая. Обряд проводится каждый год 23-го ноября. Император лично делает преподношение из урожая только что собранного риса, пшеницы, бобов, чумизы и ежовника (в различные периоды истории – разные виды указанных зерновых культур), после чего он пробует определённые священные блюда, приготовленные из указанных культур, тем самым подчёркивая связь с богиней Аматерасу и благодаря богов за богатый урожай.

Когда же в Японии появилось рисовое сельское хозяйство? Согласно последний данным археологических исследований – как минимум 5,000 лет назад. В это время рис выращивали на обычных полях, однако спустя 2,500 лет выращивание приобрело форму, которую мы можем наблюдать и по сегодняшний день – на залитых водой специальных рисовых полях. Урожай на заливных полях – гораздо богаче чем на обычных, однако заливные поля требуют от людей активного приложения совместных усилий по их разработке и обеспечению. Рис надо было не только высаживать в короткое время, но и скашивать совместными усилиями, что делало обязательным условием успеха сбора риса – организованную групповую работу всех членов семьи или поселения. Кроме того необходимо было организованно проводить на поля воду и контролировать ее уровень практически на протяжении всего периода выращивания. Заливные рисовые поля и положили начало групповой деревенской культуре страны, при которой жители поселений должны были обязательно помогать друг другу. Это очень сильно отразилось на национальном характере японцев – внутри «деревни» держаться дружно вместе, и не допускать  «на свои поля» чужаков. В стране конечно же присутствовала и рыболовная культура, с ее открытостью и влечением к приключениям, и охотничья культура, с ее любознательностью и вниманием к горам и лесам, но все же именно рисовая культура оказала наиболее сильное влияние на складывание национального мировоззрения.  

Японцы использовали и используют до сих пор практически все, что можно взять от риса. Это не только источник еды. Это и лапти из рисовой соломы, это и соломенные крыши традиционных японских построек, это и рисовые верёвки и спальные матрасы, и корм для скота, и удобрение для полей. В общем рис в Японии – ЭТО ВСЕ.  

Обожествление природы и концепция обожествления риса как раз и положили основу традиционной религии СИНТО. Лучше даже сказать, что СИНТО – это не религия, а часть традиционных обрядов повседневной жизни.

Резкое увеличение урожая риса за счет вывода новых сортов и автомотизации

Самообеспечение продуктами в Японии на достаточно низком уровне – всего лишь 40 процентов. И только самообеспечение рисом составляет 100 процентов в этой стране. Однако эта цифра была достигнута не сразу и связана с упорным трудом японского народа.

Рис как правило растёт только в тропическом, влажном и сыром климате, однако в Японии рис выращивают повсеместно, начиная от северного острова Хоккайдо, входящего в континентальный холодный климат, до южного острова Окинава, где климат субтропический. Еще всего лишь 80 лет назад северная часть Японии – Хоккайдо и район Тохоку – хронически страдали от гибели урожая, вызванной холодным климатом, и соответственно голодомора. Именно поэтому для этих районов были выведены особые холодоустойчивые и очень урожайные сорта риса, что привело к тому, что на сегодняшний день Хоккайдо и район Тохоку стали основными районами по выращиванию риса. В последнее время уделяется внимание селекции новых сортов, устойчивых к различным болезням, а также с улучшенными вкусовыми качествами. На данный момент самым вкусным сортом считается рис КОСИХИКАРИ, который составляет 40% от всего выращиваемого риса в Японии. 

До того времени, когда был изобретен особый трактор по автоматической рассадке риса, этот процесс являлся достаточно длительным и физически мучительным, - в вязкой (почти как в болоте) земле необходимо было находясь в постоянно согнувшемся положении доставать из привязанной к поясу корзины по 2-3 саженца, после чего аккуратно и внимательно рассаживать их на четко определенном друг от друга расстоянии. Еще в 60-е годы 20-го века во многих японских школах сельских районов в мае-июне существовала система «летних каникул», во время которых всех школьников вывозили на поля помогать высаживать рис. Однако с появлением первых моделей рисовых тракторов в 70-80-х годах и их быстрой модернизацией процесс был значительно облегчен, - на государственные деньги практически все рисовые поля страны были приведены к одной мерке (правильные прямоугольные поля), на которых сейчас уже работают только управляемые людьми тракторы. Были также изобретены комбайны по скосу риса, что привело к тому, что необходимый человеческий фактор стал минимальным. В этой ситуации присутствуют не только плюсы, но и минусы, - с исчезновением людей на полях резко сократилось и количество специалистов в области сельского хозяйства, а профессиональные крестьяне теперь предпочитают работать в обычных компаниях в больших городах, занимаясь сельским хозяйством только в период высадки и сбора риса.   

Самообеспечение рисом на 100 процентов было достигнуто в Японии в 1966-м году. С этого времени постоянно возникают две противоположные друг другу проблемы – «рисовые издержки» и «сокращение площадей высадки риса». Так как рис являлся в Японии основной составной национальной кухни, правительство страны проводило очень жесткую политику по защите внутреннего сельского хозяйства от зарубежных конкурентов. Импорт иностранного риса разрешался только во время массового неурожая. Рис, произведенный японскими фермерами полностью выкупался правительством по заранее установленной очень высокой цене, а продавался населению по также заранее установленной государственными структурами достаточно низкой цене. При большом урожае естественно появлялась проблема «издержек риса», и тогда государство заставляло фермеров сокращать площадь засадки полей, тем самым избавляясь от издержек на следующий период сбора урожая. Фермерам, чьи площади урезались, государство выплачивало особое денежное пособие. Данная система позволяла контролировать количество выращиваемого риса, а также проводить удобную и фермерам и населению ценовую политику. Тем не менее, подобная политика привела не только к огромному государственному дефициту, но и к отсталости в развитии сельского хозяйства, и в последнее время все чаще раздаются призывы провести пересмотр системы защиты местных рисовых хозяйств. Однако подобные призывы принимаются в штыки японскими фермерами, так что на сегодняшний день особых позитивных сдвигов не наблюдается.  

Несмотря на то, что рис является и на сегодняшний день центральной фигурой сельского хозяйства Японии, потребляется он жителями страны все в меньшем и меньшем количестве. Если в  1965 году потребление риса составляло 111.7 килограммов на человека в год, то в 2006-м году эта цифра уменьшилась практически в два раза – всего ли 61 килограмм риса на человека. За последние 40 лет многие японцы переориентировались на мясную пищу и хлеб, несмотря на то, что традиционная японская кухня, основанная на рисе, гораздо более полезна для здоровья, - она не только хорошо сбалансирована, но и в сравнении с европейской или американской кухней, в которых используется большое количество мясных и жирных блюд, не приводит к таким заболеваниям как диабет, высокое давление и болезни сердца. В последнее время правительство Японии проводит акцию «Давайте есть больше риса», которая нацелена не только на проблему сокращения площадей высадки, но и на улучшение здоровья нации.