Токугава Иэясу

В японской религиозной традиции поклонение горам, морям и другим природным объектам всегда было обычным делом, и самая высокая местная гора Нантайсан не избежала этой почетной участи,- с древних времен этот ныне спящий вулкан высотой 2486 метров, который зовется здесь и как Футарасан, почитался как местопребывание синтоистских божеств. 

В 782 году буддийский проповедник Сёдо-сёнин первым из смертных совершил восхождение на эту священную вершину, после чего у ее подножия он заложил буддийский храм Сихонрюдзи (предтеча храма Риннодзи) и синтоистское святилище Хонгу-дзиндзя (прообраз современного храма Футарасан-дзиндзя). С этого времени местность Никко стала центром поклонения горным божествам во всей Восточной Японии, а в период Камакура (12-14 века), после того, как Футарасан-дзиндзя и Риннодзи попали под покровительство Минамото-но Ёритомо, получив статус обиталищ божеств-охранителей военного сословия Восточной Японии, эти храмы стали центром религиозного влияния на востоке страны. Позже, после смерти в 1616 году Токугава Иэясу в его честь здесь был построен храм-мавзолей Тосёгу, превративший Никко в обитель и символ власти сёгунов Токугава.

Историческая фигура Токугава Иэясу, который основал сёгунат Токугава (1603-1867), объединив под своей властью средневековую Японию после более, чем столетнего периода гражданских войн середины пятнадцатого - конца шестнадцатого веков, вызывает любовь далеко не у всех японцев, коим в большинстве присуще «сочувствие проигравшему»,- симпатия к пусть и потерпевшему поражение, но геройски сражавшемуся (зачастую в неравных или заведомо безнадежных условиях) полководцу, сказавшем в своем завещании: 

«Жизнь человека суть есть долгий путь с ношей тяжелой. И не должно спешить здесь. Будешь помнить о бремени этом, и исчезнут суеты желаний. Лишь искус в сердце твоем зародится, – вспомни о прошлых лишеньях. Терпенье – основа успеха, а гнев есть твой главный противник. Горе тому, кто познал лишь победы и не ведает горечи пораженья. В неудаче причину ищи не в других, но в себе. Чем меру превысить, уж лучше довольствуйся малым»

И такая философия безграничной выдержки, самоограничения и целеустремленности к успеху находит отклик в душе каждого японца, даже тех, кто прохладно относится к исторической фигуре самого Иэясу.

Согласно последней воли Иэясу, гласившей «(через год после смерти моей) на горе Никко постройте маленький храм, где почитайте (меня) как божество. И да (буду я) богом-охранителем Японии и власти рода Токугава», сначала здесь была построена небольшая часовня, которая при третьем сёгуне Токугава Иэмицу (внуке Иэясу, истово почитавшем своего великого дедушку), была в 1636 году перестроена в величественное синтоистское святилище, в постройке которого лучшими мастерами были использованы самые выдающиеся достижения прикладного искусства Японии того времени.