Паломнические маршруты берут свои истоки в Кумано

С тех пор считается, что Кумано - место где находится вход в «страну мёртвых». В эпоху позднего Хейан (10 век) получило широкое распространение буддийкая секта Дзёдо, согласно которой все истинно верующие в будду Амида после смерти попадут в своеобразный рай под названием «Гокураку Дзёдо» - обетованные земли. Согласно верованиям секты, район Кумано и был входом в рай, поэтому многие императоры и придворная свита неоднократно посещала эти места в качестве паломников.

Паломничество в три храма Кумано получило широкое распространение после того, как их в 1090 году посетил бывший император Сиракава. Этот император в дальнейшем совершил еще 8 путешествий по этим местам, что и стало стимулом для придворных аристократов Киото начать ежегодные походы в Кумано, причем эта традиция длилась на протяжении 200 лет.

Из Киото в Кумано существовало два пути, - путь Кии, при котором паломник спускался до Осаки по реке Ёдогава, и далее шел сначала на юг по морскому побережью до местечка Танабэ, где поворачивал на восток, полностью пересекая полуостров, и путь Исэ, при котором путешественник сначала доходил до святилища Исэ, после чего поворачивал вниз на юг и проходил полуостров сверху вниз. Оба пути представляли из себя нелёгкую дорогу длинной более чем в 300 километров в одну сторону. В те времена паломникам требовалось порядка 20-30 дней для того, чтобы посетить Кумано и потом вернуться обратно в Киото. Путь Исэ гораздо проще пути Кии, так как дорога здесь достаточно гладкая и без сильных перепадов высот, однако придворные аристократы почему-то выбирали именно сложный путь Кии, - видимо преодоление препятствий в сочетании с гармонией храмов и природы Кумано наводило на мысли о том, что подобные мучения помогут «возродить свои духовные качества» и «стать счастливым в следующей жизни».

На пути Кии, по которому в основном и совершали свои тяжелые путешествия средневековые аристократы, до сих пор осталось много храмов под назанием Одзи, которые выполняли функции одновременно и места отдыха, и ночлега, и места проведения священных обрядов. Часто цепочку этих храмов называют «99 храмов Одзи», но в данном случае число 99 просто означает, что «храмов было много», а на самом деле точное число Одзи - порядка 80-ти.

Верования Кумано, вошедшие в жизнь простых людей, - это равноправие и открытость

После того, как паломничество аристократии в Кумано пошло на спад, его подхватило самурайское сословие и простолюдины. Расцвет паломничества приходится на конец эпохи Муромати (вторая половина 15-го века), когда это явление даже получило шутливое название «муравейная тропа паломников в Кумано», подразумевая, что в храмы этого района из Киото тянулся непрерывный поток людей. Даже в начале 18-го века, после того как лучшие времена паломничества уже закончились, в приютах местечка Танабэ, расположенного на пути Кии, иногда останавливалось по 800 человек в день.

Фанатичное стремление посетить Кумано связано с тем, что «местные» боги «не спрашивали богат ли ты, или беден, мужчина ли ты или женщина, есть ли у тебя грех на душе или нет». Храмы Кумано был открыты для всех. Все началось, с того, что в конце эпохи Камакура (начало 14-го века) среди простых жителей страны получила огромнейшую популярность буддийская религиозная секта Дзи-Сю, или же как её часто называли Нэнбуцу-Сю. Считается, что основатель секты, монах Иппэн Сёнин, получил просветление в храме Кумано Хонгу Тайся, и способ своего просветления вместе с учениками и последователями затем распространял по всей стране. Заключался этот способ в том, что в независимости от своего пола, положения в обществе, верования или неверования, произнесение в слух заклинания «Нанму Амида Буцу», что в переводе с древне-индийского означало «я верю в великого милосердного будду, и отдаюсь ему душой и телом», гарантировало любому человеку перерождение в буддийском раю Гокураку-Дзёдо в следующей жизни.

В те времена многие горные храмы, в том числе религиозный центр Коясан, запрещали вход на их территорию женщинам, слепым, инвалидам, душевно больным людям, и поэтому храмы Кумано, которые не делали никаких исключений, стали настоящей меккой для тех, кто пройдя сложный и опасный путь, находил здесь духовное умиротворение. Считалось, что именно в храмах Кумано, даже отверженные обществом несчастные люди могут родиться заново и после этого прожить остаток жизни счастливо.

Слияние буддизма и синтоизма в Японии

Синтоизм берет свое начало из анимизма, - поклонения природе, в которой все божественное живет в солнце и луне, морях, реках, лесах и т.д. С пришествием буддизма в 6-м веке синтоизм не отвергнул «новых» богов, наоборот, эта религия гармонично сплелась с буддизмом. Считалось, что «местные» синтоисткие боги просто приняли новый облик для того, чтобы спасти людей. Именно поэтому синтоисткие храмы выполняли одновременно и функции буддистких храмов. Разделение буддизма и синтоизма произошло толко в 1868 году, и до этих пор религиозные верования района Кумано долго сочетали в себе черты анимизма, горной религии, синтоизма и буддизма.

Паломнические маршруты берут свои истоки в Кумано

До 15-го века храмы Кумано считались самым святым местом страны, однако в 16-м веке им на смену пришёл храмовый комплекс Исэ, который также не делал исключений и принимал под свои своды людей самых разных профессий и сословий. Причина резкого выдвижения храма Исэ на первые позиции лежит в истории страны, - в эпоху междоусобных войн (15-16 вв.) на пути к Исэ были проложены хорошие дороги, а также обустроены многочисленные ночлеги. После окончания междоусобиц сократилось количество влиятельных монахов, которые имели право путешествовать по стране, не числясь при этом в каком-то определённом храме. Кроме того, появилась сильная организация людей-«рекламаторов», которых называли Онси и которые разнесли по всей Японии славные слухи об этом храме.

Однако все это не означало, что паломничество в Кумано прекратило своё существование. Нет, оно просто видоизменилось. Одним из этих видоизменений стало паломничество по 33 местам Каннон в западной Японии. Первым местом считался храм Сэйгантодзи у водопада Нати, и далее дорога шла как раз по Кумано, только в обратно направлении - через Вакаяму в Осака и Киото с посещением 33-х храмов. Очень часто паломники сначало посещали храм Исэ, и потом отправлялись к храму Сэйгантодзи для того, чтобы пройти по старым тропам Кумано.

В Японии и по сей день существует очень много паломнических маршрутов, - вышеуказанный маршрут по 33 храмам Каннон западной Японии, по 33 храмам региона Канто, по 88 храмам острова Сикоку и т.д., однако в в основе всех этих путей лежит древний опыт путешествия по району Кумано, - самому первому паломническому маршруту страны.

На паломническом пути в Кумано было принято встречать путешественников хлебом-солью. Женщинам, инвалидам, больным местные жители всегда предлагали еду и помощь в передвижении. Эта традиция существует в Японии повсеместно, и особенно заметна она проявилась на пути к храму Исэ, - богатые купцы, чьи дома стояли у паломнических троп, предоставляли путешественникам не только еду, но и делали подавания, бесплатно брали на ночлег, предоставляли даже лошадей и носилки. Благодаря этой традиции до храма могли спокойно и безопасно дойти даже бедные или совсем нищие люди.

Согласно поверью, делая добро паломнику, тем самым человек получает доброжелательность богов, к которым паломник направляется. Эстетика помощи путешественникам сохранилась и по сей день, - на паломнических дорогах по 88 храмам острова Сикоку можно часто встретиться с картиной, когда совершенно незнакомые люди дают путешественникам небольшие денежные подаяния или же предлагают еду и напитки.

На смену паломничества «туда-обратно», как это было с дорогой Кумано, в 16-м веке все более популярным становилось паломничество «по кругу» (33 три храма Каннон, 88 храмов Сикоку и т.д.), которое практически не существует в других странах мира. Видимо это одна из особенностей религиозных взглядов на мир жителей Японии.