Отдых в Японии: Храм Дзэнкодзи
Как это свойственно многим храмам Японии, история зарождения данного культа уходит корнями в глубокую древность. И начиналась эта история даже не в Японии, а в Индии. Еще за пять веков до Рождества Христова жил там богатый грешник. Но однажды беда пришла к нему в дом. Тяжело заболела его единственная и горячо любимая дочь. Обращение к знахарям ничего не дало. И тогда несчастный отец воззвал к Будде. И вот перед изумленным взором грешника явился сам Амида Будда, повелитель Западного рая, сопровождаемый двумя Бодхисаттвами. Конечно же, неизлечимо больная тут же почувствовала себя лучше. В назидание грешнику Будда оставил ему три божественные фигурки – свою и двух Бодхисаттв, - изготовленные из бронзы святыми руками.
Уверовавший в Будду грешник со временем скончался. В соответствии с собственной кармой он неоднократно возрождался в телах других людей, как злых, так и добрых – в Индии, в Корее, в Японии. И каждый раз изображения святой Триады снимались с места и по воздуху улетали к месту новой реинкарнации грешника. Во всяком случае, именно так утверждает легенда.
В Японии Триада оказалась в VI веке, когда императорский двор был охвачен спорами о принятии или непринятии новой для японцев религии – буддизма. На какое-то время могущественные кланы Мононобэ и Накатоми, ратовавшие за верность синтоистским духовным ценностям, одержали верх, и изображения святой Триады просто выбросили в один из каналов в столице. Тина скрывала скульптуру от враждебных глаз достаточно долго, пока в один прекрасный день к берегу канала не подошел простолюдин по имени Ёсимицу Хонда. И вот тогда бронзовое изображение Триады, появившись со дна, буквально прыгнуло в руки человека. Тот отвез находку в собственный дом в Нагано. Сначала поместил ее в домашний алтарь, а затем перенес во вновь построенных храм, получивший название Дзэнкодзи. Свое название храм получил от Божественного света (Дзэнко), якобы исходящего изо лба скульптуры Амида Будды. Это историю в кратком или более подробном изложении можно услышать во время проповедей, ежедневно произносимых монахами храма перед прихожанами.
Как выяснилось, изображение буддийской Триады не только приносит облегчение больным. Оно способно гарантировать человеку, пришедшему на поклон к божеству, вечное существование в раю. Раз в шесть лет в течении двух месяцев - апреля и мая – монахи открывают доступ верующим к лицезрению Триады. Эту церемонию называют Гокайтё (раскрытие святыни). На самом деле на обозрение и поклонение выставляются не оригиналы святых скульптур, а их копии. Но и этого, как считается, вполне достаточно для просветления верующих.
Для очищения души лучше не только увидеть святыню, но и прикоснуться к ней. Но чтобы стало со скульптурой после миллионов даже самых робких и почтительных прикосновений? В Дзэнкодзи эту проблему решили оригинальным способом. Перед входом в молельный зал вкапывают столб, к которому привязывают бечевку. Другим концом веревку закрепляют на правой руке скульптуры Амида Будды. Верующие могут погладить столб, потрогать веревку и таким последовательным образом прикоснуться к святому изображению. Прикоснувшийся вправе считать, что он уже одной ногой вступил в рай.
Для участия в этой процедуре надо попасть в Нагано в дни Го-кайтё. Но что делать тем, кто не смог выбраться в это ограниченное двумя месяцами раз в шесть лет время в Дзэнкодзи? У храма наработана практика обеспечения райских гарантий, достаточно щадящая для верующих. «Прикоснуться» к Будде можно и в другие дни. Ежедневно монах внутри молельни дотрагивается храмовой печатью (инмон) до лба каждого желающего. В печати вырезана та же Триада, и следовательно, отмеченный ею человек может твердо надеяться беспрепятственно пройти райские врата после кончины.
Но и этого сторонникам упрощенного входа в рай показалось мало. Есть и еще один способ, доступный всем и в любое время. Из молельного зала вниз, в подвал уводят узкие ступени. Там начинается проход под храмовым алтарем. В кромешной тьме ощупью пробираются по коридору, придерживаясь руками за стены. Бесконечно повезет тому, кто найдёт укрепленный на стене «ключ в рай». Еще один пролет ступеней выводит соискателей райского блаженства на поверхность. Вероятно, эта процедура символизирует смерть (погружение в полный мрак) и возрождение (возвращение к свету).
Доступность райских утех так вдохновила верующих, что с древних времен к воротам храма нескончаемым потоком бредут пилигримы. Проведение в Нагано Зимней Олимпиады 1998 года помогла решить транспортные проблемы. Теперь в этот город можно добраться на скоростном железнодорожном супер-экспрессе. Путешествие может оказаться весьма приятным и для тех, кто имеет отличное от буддистов представление о доступности рая. Храм Дзэнкодзи может порадовать даже закоренелых атеистов красочностью обрядов, непривычной мелодикой сутр, звучащих под его сводами, архитектурными изысками Востока, богатой бронзой и каменной пластикой, щедро расставленной в самом храме и его дворе.
Слава Дзэнкодзи в стране настолько велика, что богомольцы, посещавшие Нагано, неоднократно пытались устроить нечто подобное у себя на родине. Специалисты насчитывают более 230 филиалов храма, получивших название Син-Дзэнкодзи (син - новый) и около 400 бронзовых копий буддийской Триады, которым поклоняются ныне в различных уголках Японии. А сколько таких копий хранится в домашних алтарях! Понять это можно. Гарантии райского существования хотят получить еще при жизни многие тысячи верующих.
По материалам журнала «Япония сегодня».