Отдых в Японии: Синагава, район — транспортный узел и деловые центры
Синагава - одни из центральный районов Токио, одноименный железнодорожный вокзал является важнейшим транспортным узлом города, соединяющим разные районы столицы, города и префектуры страны восходящего солнца. Станция Синагава - одна из самых оживленных в городе, что повлекло за собой бурное развитие инфраструктуры района. Вблизи вокзала расположено множество отелей, офисов, ресторанов и магазинов.
В далекие времена на пути от Нихомбаси до Синагавы многие путники, сделав небольшой крюк, посещали храм Сэнгакудзи, знаменитый тем, что там похоронены 47 ронинов, отомстивших за смерть своего князя. Месть была справедливой, но все же это было преступлением, за что верные самураи сполна расплатились, добровольно лишив себя жизни. В небольшом мемориальном музее можно увидеть артефакты, связанные с 47 самураями - письма и доспехи, можно посмотреть видеофильмы на английском, китайском или японском языках об истории храма и истории преданных слуг. В маленьком помещении рядом с музеем хранятся деревянные скульптуры всех, кто участвовал в миссии. Каждый год 14 декабря в храме Сенгакуджи проводится фестиваль, посвященный этому событию, привлекающий тысячи посетителей. Небольшое кладбище становится очень многолюдным, на территории храма открываются продуктовые лавки, где можно отведать различные национальные блюда.
А в сотне метров от храма располагался контрольный пункт Синагава. Надо сказать, название первой станции на Токайдо и нынешнего городского района Токио связано с названием небольшой речки, впадавшей в этом месте в залив. Речка Синагава в буквальном переводе означает Товарная река. В самом деле, именно в устье этой реки заходили корабли, доставлявшие самые различные товары в Эдо и увозившие отсюда столичные изделия в другие города. Кораблям можно было бы пристать и поближе к центру, но они грузились и разгружались именно у Синагавы. Все дело в том, что здесь был создан контрольный пункт, своего рода таможня, через которую можно было пройти, лишь заплатив сбор за перемещаемый товар.
Об этом напоминают остатки каменного барьера, перекрывавшего дорогу. В каменном валу, превышавшем человеческий рост, был сделан проход, находившийся под постоянным присмотром стражников. Примечательно, что главной задачей для них была не столько таможенная служба, сколько персональная проверка проходящих. Категорически запрещено было пропускать оружие в столицу и выпускать из города женщин. Оба запрета были связаны с параноидальным страхом сёгунских властей, боявшихся заговоров со стороны мятежных феодалов. За каждой единицей огнестрельного оружия, находившейся на вооружении самурайских дружин того или иного князя, власти Эдо присматривали с не меньшей дотошностью, чем это делает полиция в наше время. Тогда это были мушкеты, завезенные из Португалии или сделанные в Японии по импортным образцам.
С профилактикой возможных мятежей был связан и запрет на выпуск женщин из города. В стремлении лишить князей-даймё даже самой слабой надежды с помощью заговора сместить сёгуна, в стране была принята система санкин-котай. Князьям разрешалось жить в своих имениях лишь каждый второй год, а остальное время они вынуждены были проводить в столице под бдительным присмотром шпионов сёгуна. Поэтому каждый год через Синагаву проходили десятки княжеских процессий, прибывающих в столицу или покидающих ее. Но вот семьям феодалов покидать столичные хоромы было запрещено. Жены и дочери даймё находились как бы в заложницах у сёгуна. Им не мешали вести достаточно роскошную жизнь, но отслеживали все их перемещения. Наверное, бывали случаи, когда кто-то из них пытался выбраться из ненавистного города и уехать домой, к мужу или отцу. Но стражники тщательно обыскивали всех путников, отказывая в проходе даже нищенкам (а вдруг это — переодетая княгиня?) и ощупывая в этих же целях молодых безусых мужчин.
Примечательно, что в дальнейшем тема путешествия по Токайдо навеяла идею одного из вариантов популярной настольной игры сугороку. Игравшие по очереди бросали кости и, в соответствии с выпавшим числом, передвигали свои фишки по нарисованному на картоне лабиринту, наперегонки стремясь к конечной точке. В варианте «53 станции Токайдо» фишки передвигались по маршруту Эдо—Киото, то попадая в западни, то перескакивая на несколько клеток вперед. Так вот, очень неудачным считался бросок костей, приводивший игроков на клетку с названием Синагава. Там надо было пропустить ход, доказывая стражникам чистоту своих помыслов и обоснованность путешествия.
Миновав заставу, путники наконец-то покидали столицу.
Помолившись о благополучном путешествии в маленьком, но весьма изящном буддийском храме Хонсэндзи (Хонсэн — другое чтение иероглифов, составляющих название Синагава), они тут же ускоряли шаги. Важно было не только компенсировать время, потраченное на досмотр, но и как можно скорее миновать поле, прилегающее к заставе с запада. Это место называют Судзугамори. Здесь во времена феодализма казнили преступников, изловленных в Эдо. Сегодня мало что напоминает об этом, разве только несколько статуй и могильных памятников, почти скрытых густой травой. Однако за долгие столетия земля здесь настолько была пропитана кровью, что и сейчас прохожие на этом углу ощущают какое-то неудобство, стеснение в груди. Даже земельные участки в округе стоят гораздо дешевле, чем в других районах Токио: многие японцы боятся духов и привидений.