Отдых в Японии: Остров Наосима
В 1986 году новый владелец известного книжного дома «Фукутакэ» Фукутакэ Соитиро, переехал из Токио в родной город Окаяма в связи со скоропостижной смертью своего отца. Сначала ему было очень трудно привыкнуть к тихому периферийному городу после шумного и активного Токио, однако спустя несколько месяцев он начал понимать насколько счастлива жизнь вне столицы. В Токио есть возможности, есть возбуждение, есть стресс, борьба, информация, развлечения, но нет человека как такового. Несколько месяцев в Окаяма настолько сильно повлияли на Соитиро, что он переименовал книжный дом, дав ему новое название, - Бенессе, «жить качественно». На сегодня корпорация Бенессе является лидирующей компанией в области дистанционного обучения.В дальнейшем президент компании прикладывает много сил для развития оригинальных культурных проектов, одним из которых и стал остров Наосима, расположенный недалеко от города Окаяма.
У острова Наосима удивительная, почти волшебная судьба. Добыча меди и ее переработка на островах префектуры Кагава практически уничтожала растительность на множестве крошечных островков во Внутреннем Японском море. Люди стали покидать нажитые места, а те, что остались, не могли найти никакой маломальской работы. Отец Соитиро в своё время мечтал построить здесь международный детский лагерь, и сын решил вдохнуть в свои родные места новую жизнь и воплотить мечту отца в жизнь.
Итак строительством лагеря занялся один из самых известных архитекторов современной Японии - Андо Тадао, с которым Соитиро случайно познакомился в питейном заведении, и с которым они сразу же крепко подружились. Лагерь открылся в 1989 году, но пока он строился у Соитиро возникла идея преобразовать остров в нечто совершенно уникальное, превратить его в оазис современного искусства. Вот так, казалось бы, случайная, встреча в баре с Андо Тадао породила идею создания необычного музея современного искусства.
Новейшая история острова Наосима началась с музея Benesse House Miseum, одновременно это лучший музей современного искусства в Японии и выдающийся отель.
Современное искусство отличается от издательской деятельности или музыки, ведь его фактически нельзя копировать. Создатели современных шедевров обычно вкладывают в свои работы многие проблемы и противоречия нашего общества, однако если их поместить в мегаполисах, которые сами по себе являются квинтессенцией проблем и противоречий, разве смогут они полностью раскрыться? Именно эта концепция и склонила Соитиро создать оазис современного искусства, которым можно было бы по-настоящему гордиться, на одном из островов внутреннего японского моря.
Многие художники, скульпторы и архитекторы сами приезжали на Наосиму и создавали произведения, которые могли полноценно жить лишь на этом острове (проект, получивший название Site Specific Work, - работа «на месте»). Картины и другие произведения искусства, в понимании Фукутакэ Соитиро, не должны становиться главным персонажем острова. Главным персонажем всегда должен быть человек. Если раньше картины выставляли на показ, говоря «это шедевр, Вы понимаете это?», то здесь, на Наосиме, каждый человек сам решает для себя, шедевр ли то или иное произведение, или нет. Каждый даёт ему свою, независимую оценку, поэтому на Наосиме произведения искусства становятся не объектом любования и восхищения, а своеобразным подспорьем, подсказкой, катализатором для переоценки окружающей природы, мировоззрения, ощущений, истории.
Достойно описать видимое вербально не получается. Поскольку возможности современного живописного языка намного шире лингвистических возможностей нормального человека. Абстрактным словообразованием заниматься намного сложнее, нежели абстрактно живописать. В языке нам все еще свойственно опираться на привычные формы или хотя бы их части. Художники с их красками и кистями ушли намного дальше, сумев окончательно оторваться от предметности, размазав реальность по холсту или просто проигнорировав ее наличие.
В округе расставлены различные предметы искусства от "художников окружающей среды": 88 будд из промышленного шлака Цуёси Одзавы, онсен в окружении камней Цай Гоцяна, огромная желтая тыква Яёи Кусамы в самом конце длинного пирса и еще около двух десятков работ Христо и Жан-Клод.
Иногда тебя поражает банальность формы и кажущаяся легкость исполнения. Но тут же ты видишь что-то иное - и уже восхищен новым приемом или нетрадиционным методом создания картины. Кажется, что и знать-то не нужно ничего, достаточно просто чувствовать.
На дорожке вдоль побережья не пропустить интересные и необычные инсталяции:
- «джакузи» (ванна для культурного таяния) выстроенный по всем правилам феншуй на поляне на склоне холма с прекрасным видом на море. Джакузи окружают 36 необычных камней привезенных из Китая. По предварительной записи можно не только принять ванну в этом онсэне, но и быть зрителем. При хорошей погоде здесь запускают воздушных змеев и можно не только чувствовать, но и видеть своими глазами движение и силу энергии Ци. Ванну заполняют водой на пяти лечебных травах и человек физически ощущает воздействие и движение энергии Ци.
- «Три квадрата» зависят от силы и настроения ветра. Движущаяся скульптура.
- В заливе стоят желтая и черная лодки с картины Дженифер Бартлет.
- Инсталяция с кормой лодки художника Синро Отакэ. Здесь можно сделать интересные фото сквозь круги в металлической стойке.
- работа Казуо Катасэ «Выпейте чашку чая» (цветная алюминиевая чаша на краю каменного основания), прототипом этой работы послужила история с дзенским монахом Сэнгаэ, который однажды нарисовал круг, и указывая на него сказал «Съешьте это и выпейте чай». Вода у японцев часто означает и чай. Вода, важная составляющая природы, не имеет постоянства, всегда изменяется, циркулирует, всегда в движении между небом и землей.