Отдых в Японии: Паломнический путь Кумано
Между городами Нагоя и Осака находится полуостров Кии, глубоко выходящий в Тихий Океан. На восточном побережье полуострова расположена префектура Миэ, а на западном - префектуры Осака и Вакаяма. Центральную материковую часть полуострова занимает префектура Нара. Старинная дорога Кумано проходит по той части полуострова, в которой расположена префектура Миэ.
Религиозное паломничество в этот район началось с тех пор как император Уда приехал сюда помолиться в Трех священных синтоистских храмах Кумано - Кумано Хонго- тайся (посвящен богу Сусаноо-но Микото), Кумано Хаятама- тайся (посвящен богу Хаятама-но Ками) и Кумано Нати-тайся (посвящен богу Фусуми-но Ками). В исторических летописях можно найти более ста упоминаний о визитах в эти храмы различных экс-императоров, отказавшихся от светской жизни и принявших монашество.Святость храмов Кумано была широко признана и среди простого населения страны, тем более что в окрестных горах обосновалось много отшельников, известных своей праведной жизнью. От Киото был проложен 600-километровый маршрут для посещения Трех храмов Кумано (Кумано санся), и требовалось не менее месяца, чтобы пешком пройти по этой тропе паломников. Путь был нелегким и подчас опасным, но пилигримов, мечтающих о предстоящем общении с богами, эти трудности не останавливали. Сейчас вдоль 600-километрового маршрута можно обнаружить немало каменных монументов, воздвигнутых на местах, где паломники погибали в результате нападения разбойников, волков или от болезни.
И поныне, несмотря на повсеместное развитие транспорта, Кумано остается своего рода "затерянным миром", разительно отличающимся от шумных городов страны. Может быть, кто-то из приезжих считает это большим недостатком, но для большинства местных жителей это скорее благо. Здесь, как в заповеднике, сохраняется кусочек старой патриархальной Японии с ее маленькими придорожными часовнями (одзися), все так же стоящими вдоль старых путей, как и тысячелетие назад.
Пожалуй, наиболее интересными участками старой дороги в Кумано можно считать отрезок Даймондзака (Холм Больших Ворот), ведущий к храму Кумано Нати-тайся, и тропу Окумо Торикоэ (Переход через Великие Облака), соединяющую храмы Кумано Нати-тайся и Кумано Хонго-тайся. Дорога Даймондзака длиной в 2,4 км проходит по аллее из 1000-летних японских кедров. За 40 минут прогулки под сенью этих великанов можно в полной мере ощутить атмосферу многовековой давности. А 16- километровая тропа Окумо Торикоэ и поныне очень трудна для пешехода.
В любом случае поездка в Кумано даст возможность любознательному туристу познакомиться не только с природными красотами Национального парка Ёсино-Кумано, но и ощутить дыхание старой Японии.
Старинная дорога Кумано представляет из себя длиннейшую «храмовую дорогу», которая брала свое начало в Киото и вела к трем храмам Кумано - Кумано Хонгу Тайся, Хаятама Тайся и Нати Тайся. Паломничество по этой дороге началось еще в эпоху Хэйан (794-1192 гг). Сначала оно было привилегией придворной знати, а потом получило большую популярность среди самурайского и просто-людного сословий. Путешествуют по ней уже более тысячи лет. Дорога уникальна тем, что это единственная «ДОРОГА» как таковая, занесенная в список мирового наследия Юнеско вместе с тремя вышеуказанными храмами.
Особенностью старинной дороги Кумано является то, что до сих пор на многих её отрезках сохранились её каменная выкладка. Дело в том, что полуостров Кии - один из самых «дождливых» в Японии, - в год здесь выпадает более 3000 миллиметров осадков. Полуостров покрыт высокими (1-2 тысячи метров) горами с дремучими лесными зарослями. Для того, чтобы дорогу паломников постоянно не размывало дождем, в начале 17-го века она была выложена камнем. На сегодняшний день район Кумано продолжает оставаться одним из немногих нетронутых природных оазисов страны, - загадочная и мистическая атмосфера этого горного района очень сильно влияла на людей еще с древних времен, считалось что здесь живут многие боги Японии.
Религиозная секта Дзёдо.
Район Кумано с древних времен считался одним из священных мест горной религии Японии. По легенде, боги Идзанаги и Идзанами породили японские острова. Однако Идзанами умерла во время «родов» и была захоронена именно в районе Кумано. С тех пор считается, что Кумано - место где находится вход в «страну мёртвых». В эпоху позднего Хейан (10 век) получило широкое распространение буддийская секта Дзёдо, согласно которой все истинно верующие в Будду Амида после смерти попадут в своеобразный рай под названием «Гокураку Дзёдо» - обетованные земли. Согласно верованиям секты, район Кумано и был входом в рай, поэтому многие императоры и придворная свита неоднократно посещала эти места в качестве паломников.
Паломничество в три храма Кумано получило широкое распространение после того, как их в 1090 году посетил бывший император Сиракава. Этот император в дальнейшем совершил еще 8 путешествий по этим местам, что и стало стимулом для придворных аристократов Киото начать ежегодные походы в Кумано, причем эта традиция длилась на протяжении 200 лет.
Из Киото в Кумано существовало два пути, - путь Кии, при котором паломник спускался до Осаки по реке Ёдогава, и далее шел сначала на юг по морскому побережью до местечка Танабэ, где поворачивал на восток, полностью пересекая полуостров, и путь Исэ, при котором путешественник сначала доходил до святилища Исэ, после чего поворачивал вниз на юг и проходил полуостров сверху вниз. Оба пути представляли из себя нелёгкую дорогу длинной более чем в 300 километров в одну сторону. В те времена паломникам требовалось порядка 20-30 дней для того, чтобы посетить Кумано и потом вернуться обратно в Киото. Путь Исэ гораздо проще пути Кии, так как дорога здесь достаточно гладкая и без сильных перепадов высот, однако придворные аристократы почему-то выбирали именно сложный путь Кии, - видимо преодоление препятствий в сочетании с гармонией храмов и природы Кумано наводило на мысли о том, что подобные мучения помогут «возродить свои духовные качества» и «стать счастливым в следующей жизни».
На пути Кии, по которому в основном и совершали свои тяжелые путешествия средневековые аристократы, до сих пор осталось много храмов под названием Одзи, которые выполняли функции одновременно и места отдыха, и ночлега, и места проведения священных обрядов. Часто цепочку этих храмов называют «99 храмов Одзи», но в данном случае число 99 просто означает, что «храмов было много», а на самом деле точное число Одзи - порядка 80-ти.
Верования Кумано, вошедшие в жизнь простых людей, - это равноправие и открытость.
После того, как паломничество аристократии в Кумано пошло на спад, его подхватило самурайское сословие и простолюдины. Расцвет паломничества приходится на конец эпохи Муромати (вторая половина 15-го века), когда это явление даже получило шутливое название «муравейная тропа паломников в Кумано», подразумевая, что в храмы этого района из Киото тянулся непрерывный поток людей. Даже в начале 18-го века, после того как лучшие времена паломничества уже закончились, в приютах местечка Танабэ, расположенного на пути Кии, иногда останавливалось по 800 человек в день.
Фанатичное стремление посетить Кумано связано с тем, что «местные» боги «не спрашивали богат ли ты, или беден, мужчина ли ты или женщина, есть ли у тебя грех на душе или нет». Храмы Кумано был открыты для всех. Все началось, с того, что в конце эпохи Камакура (начало 14-го века) среди простых жителей страны получила огромнейшую популярность буддийская религиозная секта Дзи-Сю, или же как её часто называли Нэнбуцу-Сю. Считается, что основатель секты, монах Иппэн Сёнин, получил просветление в храме Кумано Хонгу Тайся, и способ своего просветления вместе с учениками и последователями затем распространял по всей стране. Заключался этот способ в том, что в независимости от своего пола, положения в обществе, верования или неверования, произнесение в слух заклинания «Нанму Амида Буцу», что в переводе с древнеиндийского означало «я верю в великого милосердного Будду, и отдаюсь ему душой и телом», гарантировало любому человеку перерождение в буддийском раю Гокураку-Дзёдо в следующей жизни.
В те времена многие горные храмы, в том числе религиозный центр Коя-сан, запрещали вход на их территорию женщинам, слепым, инвалидам, душевно больным людям, и поэтому храмы Кумано, которые не делали никаких исключений, стали настоящей меккой для тех, кто пройдя сложный и опасный путь, находил здесь духовное умиротворение. Считалось, что именно в храмах Кумано, даже отверженные обществом несчастные люди могут родиться заново и после этого прожить остаток жизни счастливо.
Слияние буддизма и синтоизма в Японии.
Синтоизм берет свое начало из анимизма, - поклонения природе, в которой все божественное живет в солнце и луне, морях, реках, лесах и т.д. С пришествием буддизма в 6-м веке синтоизм не отвергнул «новых» богов, наоборот, эта религия гармонично сплелась с буддизмом. Считалось, что «местные» синтоистские боги просто приняли новый облик для того, чтобы спасти людей. Именно поэтому синтоистские храмы выполняли одновременно и функции буддийских храмов. Разделение буддизма и синтоизма произошло только в 1868 году, и до этих пор религиозные верования района Кумано долго сочетали в себе черты анимизма, горной религии, синтоизма и буддизма.
Паломнические маршруты берут свои истоки в Кумано.
До 15-го века храмы Кумано считались самым святым местом страны, однако в 16-м веке им на смену пришёл храмовый комплекс Исэ, который также не делал исключений и принимал под свои своды людей самых разных профессий и сословий. Причина резкого выдвижения храма Исэ на первые позиции лежит в истории страны, - в эпоху междоусобных войн (15-16 вв.) на пути к Исэ были проложены хорошие дороги, а также обустроены многочисленные ночлеги. После окончания междоусобиц сократилось количество влиятельных монахов, которые имели право путешествовать по стране, не числясь при этом в каком-то определённом храме. Кроме того, появилась сильная организация людей-«рекламаторов», которых называли Онси и которые разнесли по всей Японии славные слухи об этом храме.
Однако все это не означало, что паломничество в Кумано прекратило своё существование. Нет, оно просто видоизменилось. Одним из этих видоизменений стало паломничество по 33 местам Каннон в западной Японии. Первым местом считался храм Сэйгантодзи у водопада Нати, и далее дорога шла как раз по Кумано, только в обратно направлении - через Вакаяму в Осака и Киото с посещением 33-х храмов. Очень часто паломники сначала посещали храм Исэ, и потом отправлялись к храму Сэйгантодзи для того, чтобы пройти по старым тропам Кумано. В Японии и по сей день существует очень много паломнических маршрутов, - вышеуказанный маршрут по 33 храмам Каннон западной Японии, по 33 храмам региона Канто, по 88 храмам острова Сикоку и т.д., однако в в основе всех этих путей лежит древний опыт путешествия по району Кумано, - самому первому паломническому маршруту страны.
На паломническом пути в Кумано было принято встречать путешественников хлебом-солью. Женщинам, инвалидам, больным местные жители всегда предлагали еду и помощь в передвижении. Эта традиция существует в Японии повсеместно, и особенно заметна она проявилась на пути к храму Исэ, - богатые купцы, чьи дома стояли у паломнических троп, предоставляли путешественникам не только еду, но и делали поддавания, бесплатно брали на ночлег, предоставляли даже лошадей и носилки. Благодаря этой традиции до храма могли спокойно и безопасно дойти даже бедные или совсем нищие люди. Согласно поверью, делая добро паломнику, тем самым человек получает доброжелательность богов, к которым паломник направляется. Эстетика помощи путешественникам сохранилась и по сей день, - на паломнических дорогах по 88 храмам острова Сикоку можно часто встретиться с картиной, когда совершенно незнакомые люди дают путешественникам небольшие денежные подаяния или же предлагают еду и напитки.
На смену паломничества «туда-обратно», как это было с дорогой Кумано, в 16-м веке все более популярным становилось паломничество «по кругу» (33 три храма Каннон, 88 храмов Сикоку и т.д.), которое практически не существует в других странах мира. Видимо это одна из особенностей религиозных взглядов на мир жителей Японии.
Пешие походы по дороге Кумано.
Министерство культуры Японии в 1978 году внесло дорогу Кумано в список «дорог истории страны». После этого были приняты меры по исследованию и восстановлению данной дороги. Были найдены засыпанные отрезки старинных троп, были отремонтированы полу-обвалившиеся части дороги. Многие издательства выпустили специальные путеводители, которые на волне популярности «пешеходного оздоровления» привели к тому, что все большее количество туристов как из разных регионов Японии, так и из-за рубежа посещают Кумано. Правда пройти весь маршрут могут позволить себе лишь немногие, - обычно «новые паломники» разбивают маршрут на 1-2-хдневные походы. Здесь мы хотели бы познакомить вас с некоторыми наиболее популярными маршрутами дороги Кумано.
1. Путь Кии. Фудзисиро Одзи - Танабэ - Накахэти - Кумано Хонгу Тайся (150 км, 7 дней).
Та часть старинного пути Кии, которая пролегала от Осаки до северной части префектуры Вакаяма, сейчас практически отсутствует из-за урбанизации этих мест. Поэтому тем, кто хочет почувствовать настоящую атмосферу старинной дороги, мы рекомендуем начать свой маршрут от точки Фудзисиро Одзи, которая находится в городке Кайнан префектуры Вакаяма. От Танабэ на восток начинается старинный отрезок дороги «Накахэти», который проходит по крутым горам и ведет непосредственно к храму Кумано Хонгу Тайся. Где-то в 5-ти километрах от храма стоит мемориальный камень бывшего пристанища Хоссин Одзи, откуда до храма идет самый интересный отрезок дороги. Именно по нему мы рекомендуем пройтись иностранным гостям, - прогулка займет порядка одного часа.
2. Кумано Хонгу - город Сингу (Хаятама Тайся) (40 км, 2 дня).
В старину паломники проделывали свой путь от храма Кумано Хонгу Тайся до храма Хаятама Тайся за 1 день, спускаясь на лодках по реке. Пешеходный же маршрут занимает порядка двух дней. По реке Кумано, по которой проходил сплав, можно и сейчас совершить небольшое путешествие на моторных лодках.
3. Хаятама Тайся - Нати Тайся (22 км, 1 день).
Маршрут от храма Хаятама до храма Нати занимает лишь всего один пешеходный день, причем по левую сторону всегда будет видно море. Перед входом в храм Нати растут «супружеские» криптомерии, - два гигантских дерева, которые образуют своеобразные ворота перед горной частью старинной дороги, называемой Даймон-дзака. Этот отрезок пути в 500 метров наиболее полно и ярко выражает все особенности древней дороги Кумано. Поднявшись по крутым каменным ступенькам горной тропы на 100 метров над уровнем моря, вы выйдете на открытую площадку, с которой открывается поразительный вид на трёх-ярусную пагоду храма Нати и водопад Нати - один из трех самых крутых водопадов Японии.
4. Нати Тайся - Кумано Хонгу Тайся (30 км, 2 дня).
Переход от храма Нати до храма Кумано проходит по двум горам - горе Огумо-тори (в переводе - схватить большое облако) высотой в 800 метров и Когумо-тори (схатить маленькое облако) высотой в 450 метров. Это достаточно сложная горная дорога с большим количеством резких перепадов высот. В древние времена паломники сначала шли в храм Кумано Хонгу Тайся, после чего посещали храм Хаятама Тайся, и далее, пройдя через храм Нати Тайся, они возвращались обратно в Кумано Хонгу Тайся.
5. Путь Кии. Танабэ - Охэти - Нати Тайся (120 км, 5 дней).
Путь Кии расходится в местечке Танабэ в две стороны, - на восток начинается дорога Накахэти (описанная выше), по которой в основном и путешествовали аристократы из Киото, а на юг вдоль береговой линии идёт дорога Охэти, которая в древние времена считалась очень и очень сложной.
6. Путь Исэ. Храм Исэ Дзингу - город Сингу (храм Хаятама Тайся) (170 км, 8 дней).
Путь Исэ начинается от храма Исэ Дзингу. С 16-го века он заменил путь Кии при паломничестве в Кумано. До сих пор на многих участках этого пути остались вымощенные еще в эпоху Эдо каменные дороги. На границе префектур Миэ и Вакаяма вдоль этого пути, находится гигантский камень Хана-но-ивая (70 метров), который по легенде является надгробием прародителя Японии - мифического бога Идзанами. От этого камня до храма Хаятама - всего лишь 20 километров ходьбы (порядка 1-го дня).
7. Кумано Хонгу Тайся - Кохэти - Коясан (70 км, 4 дня).
Старинная дорога, которая связывает одну из мекк буддизма Японии - горный комплекс Коясан - и район Кумано, называется Кохэти. Это очень сложный путь, проходящий по горам высотой в 1000 метров с севера на юг полуострова, причем автомобильные дороги здесь появились всего лишь 80 лет назад. Это кстати помогло сохранить путь в его изначальном состоянии.