Отдых в Японии: Храм Тодайдзи
Среди святынь Нара главенствующее место занимает храм Большого Будды - Тодайдзи, в дословном переводе - "Большой восточный храм". В действительности это целый храмовый комплекс, настоящий архитектурно-художественный ансамбль. Построен в 728 году. Храм два раза горел, поэтому нынешнее здание и центральная статуя Большого Будды – шедевр уже только эпохи ЭДО, 1709 года постройки. Тем не менее, на территории храма расположена молельня «Белого лотоса», - здание, сохранившееся с эпохи Нара. Здесь также находится 14 фигур Будды, созданных в эту эпоху. Также на территории храма расположена знаменитая «Февральская» молельня «Нигацу-До», где проводятся основные религиозные праздники, в том числе и фестиваль «Омидзу-Тори» (1-14 марта), во время которого торжественная процессия монахов, одетая по правилам эпохи Нара, приносит в молельню священную воду. Одновременно проводится огненный фестиваль, - монахи размахивают огромнейшими факелами на крыше молельни, прося богов об очищении от грехов и обильных урожаях.
Храм занимает большую территорию в центральной части Нара. В японском храмовом зодчестве особое значение придается воротам. Ворота - своеобразные представители культового сооружения, визитные карточки святыни. Ворот в храме может быть несколько, но лишь некоторые из них являются главными. Нередко парадные ворота возводятся вдали от основных зданий храмового комплекса. Есть такие ворота и в Тодайдзи. Например, Большие южные ворота, высота которых достигает 25 метров, вынесены далеко в город, на одну из центральных улиц. От них начинается прямой путь к основным храмовым зданиям.
Высокая двухъярусная крыша ворот покрыта светлой черепицей, ровные ряды которой струятся серебристым светом. Под крышу подведены два ряда высоких деревянных столбов, по шесть в каждом ряду. По обе стороны прохода между столбами стоят почти восьмиметровые фигуры грозных стражей, искусно вырезанные из дерева. Эти фигуры - бесценные произведения искусства, молчаливые свидетели таланта великих мастеров прошлого. Ваятели наделили обоих стражей мощным торсом, необычайно свирепым видом и устрашающим оружием.
Пройдя через Большие южные ворота вы попадаете на территорию, на которой расположен зал Большого Будды. Вся эта территория окружена по периметру крытой галереей, прерывающейся Центральными воротами. Они меньше Больших южных ворот и проще по оформлению. С правой стороны от них - Зеркальный пруд. Это небольшой водоем, питаемый по узкому каналу водами реки Ёсирогава, протекающей в северной части Нары. В пруду много водорослей, плавают рыбы, но действительное его назначение не декоративное - он служит коллектором воды на случай пожара.
Здание храма, в котором установлена статуя Большого Будды поражает внушительным видом. Его протяженность по фасаду - 57 метров при высоте в 50 метров. Оно считается самым крупным деревянным зданием в мире.
Исторические документы свидетельствуют, что главное здание было возведено в середине VIII века, но работы завершились только к началу XVIII веку, так как здание храма и сама статуя Будды несколько раз страдали от пожаров. За последние сто лет здание главного зала капитально перестраивалось трижды: в течение семи лет в период Мэйдзи (1906-1912), одного года - в период Тайсё (1915) и опять-таки семи лет в период Сёва (1973-1980).
Пол внутри зала, где установлена статуя Великого Будды, выложен каменными плитами. Каменный постамент подведен и под статую Большого Будды. Он восседает на лепестках священного цветка лотоса, выплавленного из бронзы. Изготовление статуи Большого Будды стало эпохальным событием в историко-культурной жизни страны. Для подготовительных работ было найдено и оборудовано специальное место на юге современной префектуры Нара. Там был построен специальный храм. Процесс литья занял три года. По тем временам срок небольшой. Еще два года потребовалось для обработки поверхности полученных отливок, подгонки фрагментов, производства других операций. Затем последовали отделочные работы, лужение, нанесение на поверхность металлического покрытия с небольшим содержанием серебра и золота. На это ушло еще шесть лет. Через четырнадцать лет после установки статуи в главном зале приступили к устройству вокруг нее разнообразной буддийской атрибутики. Таким образом, от начала работ и до их завершения прошла четверть века. В результате напряженного труда всех этих людей на свет появилось скульптурное изображение Большого Будды, считающееся самым крупным в мире. Его высота достигает почти 16 метров, вес - 250 тонн, длина лица - примерно 5 метров, глаз - более 1 метра, ушей - 2,5 метра.
Очень выразительно изображено лицо, искусно передана строгость взгляда. Руки как живые. Посмотрев на поднятую правую ладонь, так и тянет взглянуть на свои руки, сопоставить их со скульптурным образцом. От всего облика Большого Будды веет какой-то неуловимой таинственностью. Впечатление это не случайное. Именно так было задумано создателями статуи, продемонстрировавшими поистине великое мастерство.
В хранилище «Сёсо-ин» собрано более 9,000 предметов всевозможных аспектов культуры эпох Асука и Нара. Изначально хранилище принадлежало храму Тодайдзи, однако в настоящее время находится в юрисдикции министерства по делам императорского двора. Раз в год, с конца октября по начало ноября - около двух недель, хранилище открывается для обычных посетителей, - это уникальный шанс увидеть многие шедевры культуры эпохи Нара.