Отдых в Японии: Храм Рёандзи (Сад 15 камней)
Храм Рёандзи известен садом камней в буддийском стиле дзэн - знаменитой композицией из белого гравия и 15 камней, в которой многие усматривают воплощенную суть дзэн-буддизма. Благодаря теории о том, что высшим творением природы является камень, и родился стиль символических, а впоследствии и абстрактных садов. Его загадку можно разрешить лишь путем безмолвного размышления. Принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому, приходя в такой сад, посетитель волен увидеть его таким, каким подсказывает в данный момент его воображение, исходя из времени года, погоды и состояния души.
Был построен в 1450 году и стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. С конца ХVIII века храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.
Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку - с востока на запад - 30 метров, а с юга на север - 10 метров, засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма.
Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого.
Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.
Загадку сада можно разрешить лишь путем безмолвного размышления, чего не облегчают ни орды студентов, ни громкие объяснения. Чтобы избежать тех и других, попытайтесь попасть сюда сразу же после открытия сада. Нельзя пройти и мимо нижнего сада с очаровательным прудом, хотя его и затмевает знаменитый во всем мире сад камней. Созданный в ту пору, когда учение дзэн еще не пришло в Японию, нижний сад своими плавными контурами создает удивительную "обертку" для духовной строгости сада камней.