Культура «конбини», изменившая жизнь японцев
Модернизация общества, как последствие экономического роста и сконцентрирования рабочего населения в городах, очень сильно повлияло на японское общество, и скорее всего наиболее радикальным изменением стало выдвижение женщин на производстве и крах традиционного семейного уклада. В 1955 году количество работающих женщин составляло всего лишь 5 милионов 140 тысяч человек, - в 1975 году эта цифра увеличилась в два раза, а в 2005 году – еще в два раза, составив 21 миллион 620 тысяч человек. Молодые люди из провинции, переехав работать в город, обзаводились семьей, - женой и как правило одним ребёнком. Традиционная «большая семья», где дедушки и бабушки живут вместе с молодыми родителями и их детьми, стала постепенно исчезать из общества, - в 60-х годах стандартная семья - это только родители и ребёнок. В наши же дни количество малочисленных семей увеличилось во много раз, - на 2007 год 50% населения – одинокие люди или семьи из двух человек, многие из которых уже достаточно пожилого возраста.
В городах постепенно увеличивалось количество профессий, при которых люди работали уже совсем в другие временные рамки чем раньше, а стабильная подача электричества позволила создать «бессонные кварталы», где жизнь начинается вечером и длится до утра.
Сети мини-маркетов, работающие круглосуточно, были с радостью восприняты молодёжью и другими слоями «неспящего» населения страны, так как они полностью удовлетворяли их потребности, - готовые продукты в небольшом количестве, рассчитанные на одиноких людей или маленькие семьи.
Культура «НАКА-СЁКУ»
Электротовары (холодильник, рисоварка, стиральная машина, пылесос) во много раз облегчили жизнь японским домохозяйкам, а развитие сферы обслуживания (рестораны, прачечные, наём нянь) ускорило процесс «вывода» домашнего хозяйства за пределы семьи. Сыграли в этом свою роль и мини-маркеты. Наиболее ходовой товар «конбини» - ланч-боксы и рисовые «треугольники» с начинкой, завёрнутые в сушеные морские водоросли, в 70-е годы прошлого века приготавливались только в домашних условиях. В каждом доме был свой, отличный от всех по вкусу обед, приготовленный мамой. Сегодня же на его смену пришел качественный, но одинаковый по вкусу обед из мини-маркета. В японском языке даже появилось новое выражение – «НАКА-СЁКУ» («гай-сёку» - есть вне (дома), «най-сёку» - есть (пищу домашнего приготовления), «нака-сёку» - среднее между двумя вышеуказанными видами питания (покупать готовую еду (вне дома) и есть ее (дома или на рабочем месте). Причем необязательно есть в определённом помещении, - в мини-маркете при покупке ланч-бокса выдают пластиковые ложки, вилки, палочки, так что перекусить можно и на лавочке в парке, и в электричке, или же прямо на улице, что и начала активно практиковать японская молодёжь. Если раньше детям внушалось, что купленную еду нужно есть только дома, и ни в коем случае не на улице, так как это неприлично (разрешение давалось только во время выходов на природу, походов и т.д.), то сейчас дети и молодёжь совершенно игнорируют правила этикета, - даже в обычных электричках, переполненных людьми, едущими на работу или с работы, зачастую можно увидеть не только девушек, накладывающих макияж и косметику, но и молодых людей, с преспокойным лицом проглатывающих очередной бутерброд, а иногда и готовую горячую лапшу.
«Конбини» жаргон
Руководство по обслуживанию клиентов, разработанное для персонала мини-маркетов, привело к реальным изменениям в повседневном японском языке. Оборот «вы приобретаете....» почему-то превратился в нечто вроде «вы приобреЛИтаете» («приобрели» в абсолютно не нужной двойной вежливой форме) и сейчас это выражение, вызывающие полное недоумение у людей за 50, стало вполне обычной языковой нормой. Вместо точных и лаконичных фраз персонал «конбини» использует расплывчато-вежливые машинальные обороты, которые нашли свою нишу и прижились в современном японском языке.
Мини-маркеты как часть социальной инфраструктуры
«Конбини», прочно вошедшие в повседневную жизнь японского общества, на сегодняшний день стали практически неотъемлемой частью социальной инфраструктуры. Для сравнения, - в стране работает 24,600 отделений почты; 23,500 отделений банков и других финансовых структур; 14,000 полицейских уличных участков. А сеть мини-маркетов насчитывает 44,400 магазинов, которые (как уже писалось раньше) предоставляют не только продукты повседневного пользования, но и всевозможные социальные услуги, - копировальные аппараты, факсимильная связь, переправка посылок, покупка билетов на музыкальные и спортивные мероприятия, банкоматы и т.д. При опросе среди студентов и одиноких мужчин и женщин, которые находятся в поисках съёмной квартиры, более 70% ответили, что одним из обязательных условий при выборе жилья является наличие поблизости мини-маркета.
Существует мнение, что круглосуточное обслуживание мини-маркетов – это лишняя трата энерго-ресурсов и «рассадник» молодёжной преступности. Кроме того, иногда мини-маркеты становятся целью преступников. С другой же стороны, всегда хорошо освещенные магазины сетей с постоянным наличием в них персонала и покупателей играют и положительную роль, - молодые девушки в поздний час забегают сюда в случае, если чувствуют на улице что-то неладное.
В последнее время местные органы самоуправления даже стали заключать особые договоры с мини-маркетами по предоставлению ими еды и напитков при землетрясениях и других природных катаклизмах.