Рыба имела колоссальное значение в обеспечении населения архипелага пищевыми ресурсами. Но вот значимость рыбы в японской культуре – намного меньше того, что можно было бы ожидать. Вот так получилось, что морскую рыбу в Японии ели весьма охотно, но общенациональных символов из нее не получилось. Такие символы получились только из пресноводных рыб – карпа, сома.
Карп в Японии считался рыбой особой. Когда обитатели далекого от моря средневекового Киото говорили просто «рыба», они всегда имели в виду именно пресноводного карпа. И по вкусу, и по связи с обрядами, и по особому отношению к самому императору карп занимал особое отношение. Кэнко-хоси писал: «Карп очень благороден, так как из всех рыб только одного карпа можно разделывать в высочайшем присутствии» (перевод В.Н.Горегляда).
Карп считается «королем» среди пресноводных рыб (среди океанских же больше всего ценился морской окунь). До сих пор карп является украшением праздничного и изысканного стола.
Причем зачастую слово «украшение» следует понимать буквально, поскольку в продолговатой тарелке выставляется тушка только что выпотрошенного карпа, который смотрится как совершенно живой. Время от времени этому карпу наливают в рот несколько капелек саке, отчего он начинает шевелить губами. Чувствительным европейцам такая трапеза кажется малоприятным варварством, однако многие японцы находят это шевеление вполне забавным и приличествующим празднику. Что до блюд, то их принято подавать в самом конце – перед своим уходом гости должны отведать самое вкусное и самое благопожелательное.
Японцам карп нравится и по фонетической причине. Дело в том, что кои – это не только карп, но и еще и любовь. Связь «любви» с «карпом» имеет и легендарные основания.
Как не странно на наш русский взгляд, но карп на Дальнем Востоке считается годным не только на жаркое: он олицетворяет собой стойкость и мужество. Поэтому любители татуировок часто изображали его на своем теле (нечто вроде татуировок орла в европейской традиции). Мужество и хладнокровие, приписываемое карпу, имеет бытовые и легендарные основания. Японцы обратили внимание на то, что, в отличии от других рыб, карп совершенно бесстрастно ожидает своей участи на разделочном столе. Этот стоицизм был настолько почитаем, что именно карп стал символом «праздника мальчиков» (некое подобие обряда инициации), который отмечался 5-го дня 5-й луны (а ныне - просто 5-го мая), когда над домами полагалось поднимать на шестах матерчатые (бумажные) изображения карпов (коинобори) , которые, будучи полыми, мужественно развевались на ветру к полному удовольствию их изготовителей. Сколько в доме мальчиков, столько должно быть и коинобори. И чем выше реет карп, тем более высокого положения достигнет в будущем мальчик. Для достижения успехов в жизни мальчик должен был предварительно пролезть сквозь матерчатого карпа насквозь. Самурайские традиции средневековья живы и сейчас: в день праздника мальчикам полагается дарить куклу – самурая в полном воинском облачении.
Кроме того, следует помнить, что праздник мальчиков – это праздник будущих мужчин, то есть он связан и со способностью к детопроизводству. Учитывая сказанное о связи карпа с любовными похождениями Кэйко, можно сделать такой вывод: карп и его изображение в виде коинобори являются и фаллическими символами тоже. Это подтверждается и другим, еще более древним обычаем: 5-го дня 5-й луны полагалось вырывать с корнями ирисы – чтобы потом хвастаться, у кого этот ирис длиннее. Интересно, что первоначально в Китае 5-й день 5-й луны считался чуть ли не самым опасным и несчастливым во всем году и ему сопутствовали различные ритуалы оберегающей и прогоняющей злых духов магии (например, сожжение кукол, сверченных из полыни). Однако со временем этот день превратился в настоящий праздник ожидания будущих успехов. Теперь этот день объявлен в Японии общенациональным праздником – днем всех детей, а не только мальчишек. Вот такая получилась политкорректность на японский манер.
В настоящее время почти в каждом прихрамовом пруду можно увидеть резвящихся там разноцветных карпов (белых, красных, синих). Первоначально это было связано с буддийским ритуалом отпущения на волю живых существ. Рядом с прудом обычно можно купить и корм, чем непременно пользуются посетители храмов. Так что японские карпы не только красивы, но и отменно упитанны.