«Легенды о Ёсицунэ»
Минамото-но Ёсицунэ был младшим братом Минамото-но Ёритомо, основателя сёгуната Камакура (1185-1333), и почитается как один из самых героических персонажей в истории Японии. О его великих подвигах существует множество абсолютно правдивых историй, самая известная из которых, «Легенду о Ёсицунэ».
Как известно, Ёсицунэ покончил с собой в 1189 году в местечке Коромогава (княжество Осю, нынешняя перфектура Иватэ), попав в окружение превосходящих сил Фудзивара-но Ясухира. Но уже упоминавшееся здесь «сочувствие проигравшему», свойственное японскому менталитету, породило множество легенд о чудесном спасении любимого героя в самых разных версиях: «Легенда о бессмертном Ёсицунэ», «Легенда об исходе Ёсицунэ на север», и даже «Легенда о том, как Ёсицунэ стал Чингиз-ханом».
Согласно этим историям, «Ёсицунэ не погиб в Коромогава, ему удалось уйти на север, в земли Эдзо (о.Хоккайдо)», где в те времена обитали коренные жители - народ айну. Ёсицунэ не только чудесным образом спасся, но и стал верховным властителем айну (по этой версии Ёсицунэ выступает в роли небольшого роста мудрого айнского божества Окикуруми, а его верный слуга Бэнкэй предстает как божественный сподвижник и непобедимый воин-великан Самаикуру). В подтверждении этой версии каждый желающий может увидеть на Хоккайдо, в селении Хонбэцу-тё, «гору Ёсицунэ», а также «пещеру Бэнкэя», в которой они перезимовали после своего бегства в земли Эдзо. Позже, в эпоху Эдо, в местечке Хиратори на Хоккайдо был построен синтоистский храм Ёсицунэ-дзиндзя.
Подобные легенды появлялись еще в течении двухсот лет после реальных исторических событий, приобретая новые подробности и сюжетные линии. И даже по прошествии более четырехсот лет, в начале эпохи Эдо, родилась еще одна новая версия, согласно которой Ёсицунэ перебрался с Хоккайдо на материк, сначала в Приморье, а затем в северо-восточные области Китая, и, возглавив манчжурские племена, стал в итоге основателем последней монархической китайской династии Цин (1644-1912). А в эпоху Мэйдзи (1686-1912) чрезвычайно популярной стала совсем уже экзотическая гипотеза, согласно которой основатель Монгольской империи (1206-1634) Чингиз-хан был ни кем иным, как Минамото-но Ёсицунэ. В качестве ее обоснований в многочисленных статьях и псевдо-научных публикациях того времени вполне серьезно приводились такие факты, как «совпадение» годов рождения этих исторических личностей (в 1159 году родился Ёсицунэ, а год рождения Чингиз-хана датируется в периодом от 1155 до 1162г.г.), тактика ведения боя с использованием мобильной кавалерии (большими мастерами которой были оба полководца) и даже схожесть некоторых имен и топонимов... Конечно, сложно принять эти данные в качестве научно-исторических изысканий, но сам факт появления подобной теории как нельзя лучше отражает набиравшую силу доктрину военной внешней экспансии и зародившиеся воинственные настроения в японском обществе того времени. Интересно, что в рамках этой гипотезы две имевшие в истории место попытки монгольского вторжения на территорию Японии (в 1274 и 1281 г.г.) были ничем иным, как военной авантюрой, затеянной потомками Чингиз-хана (а на самом деле бежавшего из родной Японии Ёсицунэ) с целью отомстить его обидчикам в лице сёгуната Камакура (преемникам коварного старшего брата Минамото-но Ёритомо, который и послужил причиной гибели нашего героя).
Сам факт существования подобных в высшей степени сомнительных теорий свидетельствует о сверх-популярности Ёсицунэ как реальной исторической личности и как мифологизированной в народном сознании фигуры доблестного воина.
«Город из золота. Осю-Хираидзуми»
Местность Хираидзуми, где Ёсицунэ сначала провел свои молодые годы, а затем и трагически погиб, преследуемый по приказу своего старшего брата Ёритомо, расположена в землях Осю (в южной части нынешней префектуры Иватэ). К тому времени эта область была на пике своего экономического развития и политического могущества, которые после смерти Ёсицунэ были утеряны под давлением военного правительства Камакура.
Город Хираидзуми в префектуре Иватэ расположен в пятистах километрах на север от Токио, и более, чем на тысячу километров отдален от столицы Японии того времени Киото, а само название этих территорий северо-восточной Японии (Осю) означало «самые далекие от столицы земли». В двенадцатом веке, на протяжении почти ста лет здесь существовало фактически независимое государственное образование под управлением клана Осю-Фудзивара, которым удавалось поддерживать дружественно-вассальские отношения с центральным правительством в Киото. За время правления четырех властителей из этого рода (Киёхира, Мотохира, Хидэхира и Ясухира) область Осю достигла наивысшей точки своего процветания, а город Хираидзуми превратился во второй после столицы по величине город Японии.
Основой политической и экономической мощи клана Осю-Фудзивара служили золотодобыча и внешняя торговля с севером, в этих землях также исстари разводили прекрасных лошадей. Местному роду Фудзивара удалось с помощью этих роскошных подношений заручиться поддержкой центральноё власти и подчинить себе всю область Осю.
Получив монопольное право на внешнюю торговлю с обитателями земель Эдзо племенами айну, жителями Приморья и Китая, верховные правители Осю быстро нажили несметные богатства. Видимо именно существование развитой сети торговых путей на территории северо-восточной Азии с центром в Хираидзуми вызвало появление легенд вроде «Исход Ёсицунэ на север», о которых написано выше.
Обратимся к трактату знаменитого путешественника итальянца Марко Поло (1254-1324) "La Description du Monde" (известном также как "Il Milione" (Книга о разнообразии мира). Его назание в японской традиции Тохокэнбунроку можно перевести как «Записки об увиденном и услышанном в восточных землях»). В нем упоминается Япония как «страна золота Джипангу». Побывав в Персии и Средней Азии, Марко Поло семнадцать лет провел в Китае при дворе монгольской династии Юань, где и почерпнул эту информацию. Видимо образом страны, обладающей несметными зототыми богатствами, который великий путешественник привез с собой назад в Европу, Япония обязана именно активной торговле обладавшего золотыми приисками Осю с северными соседями, в представлении которых Хираидзуми под властью Осю-Фудзивара являлся не иначе, как Золотой столицей.