Но — известная музыкально-танцевальная драматическая форма, которая существует в Японии вот уже около 600 лет. Актёры в основном выступают в масках и иногда танцуют во время представления. В пьесе выступает несколько актёров, в ней один главный герой (ситэ) и один вспомогательный персонаж (ваки). Хор (дзиутай) исполняет вокальные партии, а ансамбль (хаяси-ката) обеспечивает музыкальное сопровождение.Ученики Но живут в доме мастера и принимают его образ жизни. Они изучают технику Но практически, на деле. Если ученик начинает жить, будучи уже взрослым, ему очень трудно воспринять традиции Но как свои собственные.Обучая, мастер не даёт собственной интерпретации — он просто показывает то, что знает. Важно научить подмечать, как на самом деле живут разные люди, чтобы со временем ученики познали жизнь во всей полноте. Считается, что приёмы Но передаются устно, но это не совсем так. Актёр Но должен полностью раскрыть своего героя как личность, а для этого у него должен быть богатый жизненный опыт.
По материалам журнала "Ниппония"
Но: самая старая театральная история
Если в странах Запада существуют различные театральные формы – опера, балет, драма, водевиль, - то точно так же богатство профессиональных сценических форм характерно и для Японии, где рядом с современным театральным искусством сохраняются старинные традиции национальных театров Но, Кабуки, Бунраку, жанров кёгэн, зёрури, мандзай, ракуго. Иногда исследователи культуры сопоставляют искусство Но с шекспировской драмой, продолжающей оказывать столь огромное влияние на развитие театральной жизни Европы и всего мира. Действительно, и Но, и шекспировский театр имеют многовековую историю, оба они базируются на старых мифах и легендах и сохранились до наших дней во многом благодаря заложенным в них общечеловеческим ценностям, способным искренне волновать современного зрителя. Правда, Но обладает значительно большим репертуаром (примерно 240 пьес по сравнению с 38 шекспировскими). Древний японский театр органично включает в драматическую канву музыку и танцы, использует маски. К тому же он на две сотни лет старше английского театра.
Как большинство других форм и жанров японского искусства, театр Но вырос на иностранных корнях – китайских, корейских, индийских, - сохранив свою неразрывную связь с религиозными обрядами и церемониями, характерными прежде всего для буддизма, а также для синтоизма. В отличие от зарубежной культурной практики в Японии не произошло четкого разделения профессионального сценического искусства на отдельные жанры – драму, танец, пение, музыку. Искусство Но стало развиваться за счет творческого осмысления и синтеза ранее существовавших жанров – как сугубо религиозных, так и развлекательных. Музыку искусство Но позаимствовало от ритуальных синтоистских танцев кагура, буддийский литургии сёмё, популярных песен Х века имаё. Танцевальные элементы Но были почерпнуты в искусстве 7 века бугаку (танцы при императорском дворе Японии), популярных мелодиях фурю, исполнявшихся в 11 веке под флейты и барабаны, танцевальных представлениях 12 века сирабёси. Кроме того, ощущаются несомненные заимствования из кусэмаи (мимические представления буддийских монахинь), эннэн (праздничные танцы в буддийских монастырях), дэнгаку (музыка и танцы в поле в дни сельскохозяйственных ритуалов), саругаку (акробатика и фокусы).
Вначале актеры дэнгаку выступали с ритуальными танцами под музыку флейт, барабанов и трещоток во время крестьянских праздников (отсюда и название: дэнгаку – танцы в поле), к чему добавляли, впрочем, весьма дозировано, жонглирование, акробатику, фокусы. Подобные представления вошли в моду в 12-13 веках, когда актеры стали выступать при императорском дворе, на виллах вельмож, во время вечеринок аристократов и высокопоставленных самураев. Это искусство в своей сценической форме оставалось довольно примитивным, и потому со временем было вытеснено другим производным от сангаку. Юмористические мимические сценки, ставшие центральным жанром этого вида искусства, привели к смене названия. Вместо сангаку стали говорить саругаку (обезьянье развлечение). Подобные представления с начала 13 века широко распространились по Японии, став непременной составной частью религиозных праздников, причем не только в храмах, но и на рыночных площадях. Есть сведения, что уже в 1246 году представления саругаку включали в себя песни и танцы под музыкальный аккомпанемент.
В 14 веке, когда жанры дэнгаку и саругаку боролись между собой за первенство, произошло, казалось бы, малоприметное событие, в дальнейшем изменившее пути становления японского театра. В 1333 году в провинции Ямато в семье самурая родился Киёцугу Канъами. Свою карьеру он начал актером труппы саругаку, позднее стал писать для нее пьесы. Канъами сумел объединить достоинства дэнгаку и саругаку, придав представлению утонченные рафинированные черты, некую тяжеловесную элегантность, в то же время не оставив без внимания весьма популярные для того времени музыкальные ритмы кусэмаи. Так сформировалась профессиональная труппа Юдзаки, одна из четырех профессиональных групп (наряду с Хосё, Компару и Конго), выступавших в жанре саругаку. Все они находились под юрисдикцией и покровительством храма Кофукудзи (в Наре). Триумфальным стало выступление Канъами в Киото в 1374 году, когда его пригласили выступить перед юным сёгуном Ёсимицу Асикага. Впервые военный правитель Японии снизошел до ознакомления с плебейским искусством саругаку. Судя по всему, увиденное правителю страны понравилось. В результате Асикага стал оказывать труппе покровительство. Более того, сёгун признал «наиболее правильным» стиль выступления труппы, возглавляемой Канъами. Остальным труппам, чтобы остаться на сцене, пришлось ориентироваться на манеру актеров Юдзаки как на эталон.
Но еще большая заслуга в создании Ногаку принадлежит сыну Канъами – Мотокиё Дзэами. Родившийся в 1363 году, он с 12-летнего возраста принимал участие в спектаклях труппы. Так, он участвовал и в знаменитом представлении отцовской труппы перед сёгуном Асикага. Сам великолепный актер, Дзэами сумел проанализировать сценическое творчество лучших из своих коллег. Мимические приемы, наработанные отцом, он превратил в искусство. Сохраняя за собой статус актера саругаку, Дзэами одновременно выступал в роли постановщика спектакля и теоретика этого искусства.
Окончательно театр Но сформировался при первом из сёгунов династии Токугава – Иэясу. В 1603 году он после недолгой борьбы, последовавшей за смертью Хидэёси, перехватил рычаги государственной власти в Японии. Последовал ряд реформ, призванных оздоровить политическую, экономическую, культурную жизнь страны. В частности, сёгун закрепил права существовавших трупп театра Но, одновременно увеличив их число за счет школы Кита, отпочковавшейся от труппы Конго. Все труппы были переведены из императорского Киото в новую столицу сёгуната – Эдо (нынешний Токио ). Так в Ногаку сложилась система «четырех трупп и одной школы», имевших право проводить спектакли во время праздничных церемоний с участием сёгуна. Актеры-исполнители кёгэна сформировали 3 своих школы – Саги, Окура и Идзуми. Феодальная знать (даймё) тут же постаралась воспроизвести столичные развлечения в собственных имениях и замках, хотя, может быть, и в более скромных масштабах. Они приглашали актеров из официально признанных трупп для исполнения спектаклей в провинции. Но представителей низших сословий на эти спектакли не допускали. Ногаку стало приобретать характер элитарного искусства, предназначенного исключительно для самураев. Простолюдинам пришлось довольствоваться иным видом театральных зрелищ – Кабуки.
Буржуазная революция, последовавшая за реставрацией ей Мэйдзи (1868), едва не поставила крест на всем искусстве Ногаку. В моду вошли европейские развлечения, традиционные искусства теряли своих последователей. Многие актеры Но в это время покинули сцену, сменив профессию. Сохранились лишь жалкие остатки бывших театральных школ, получавших минимальную финансовую поддержку от наследников былой аристократии. Но с течением времени интерес к Но стал возрождаться. Обусловлено это было ростом националистических тенденций в стране, что в театральном мире нашло выражение в интересе к жанрам, сугубо японским. Появилась целая плеяда талантливых актеров. В моду вошли новые героические пьесы, например, о русско-японской войне 1904-1905 годов. Заговорили даже о начале Золотого века Ногаку. Но этот благоприятный период завершился с началом Второй мировой войны. Если Ногаку и выжило, то за это надо благодарить не национальную знать, а общественность. Театры Но получали поддержку только от зрителей. Сейчас театр Но переживает не лучшие времена. Но желание японцев сохранить традиционные культурные ценности своей страны поддерживает актерские коллективы на плаву. Есть немало любителей, желающих перенять основы актерского мастерства, и этот интерес также позволяет с некоторой долей уверенности предполагать, что Ногаку сохранится не только в истории японского искусства, но и в жизни.
По материалам журнала "Япония сегодня"