Японский ланч-бокс.
Эту коробочку японец часто берет с собой, чтобы перекусить на работе, учёбе или в поезде. Не зазорно достать бэнто и в антракте спектакля Но или Кабуки.
Во всем мире существует обычай брать с собой в дорогу «походные обеды», чтобы перекусить когда нет времени и места. Наиболее известный ланч-бокс – сэндвич, придуманный английским графом Сэндвичем (на самом деле сэндвичи существовали еще во времена Римской Империи), однако и в других странах «тормозки» присутствовали с давних времен. В Индии это коробка с хлебом «чапати» и карри, в России – бутерброды с колбасой и сыром, которые служат еще и хорошей закуской под стопарик водки на свежем воздухе. В Японии обычай походных обедов также существует с древних времен, однако здесь эта традиция развилась в особое направление, не имеющее аналогов в мире. Причина этому – японский рис, который в отличие от индийского длинного рассыпчатого риса круглый и липкий. Эти качества позволяют ему сохранять вкусовые качества даже в холодном виде (хотя конечно же теплый рис гораздо вкуснее).
Основа японского бэнто – рис и разнообразные мини-блюда (рыба, мясо, овощи) в небольшом количестве, но в большой вариации, к которым прилагаются еще и соления – солёная слива, засол из трав и овощей и т.д. Взглянув на коробочку бэнто можно прочуствовать национальный характер японцев – в небольшом по объему контейнере вы найдете большое количество разнообразных блюд,- всего понемногу но умело и со вкусом уложенное вместе с рисом. Вариаций бэнто – практически бесчисленное. Начиная от бэнто «национальный флаг» (коробка с белым рисом, в центре которого – одна красная солёная слива. Это бэнто появилось в то время, когда белый рис был еще роскошью для простого населения, его употребляли только по праздникам, когда семья могла раскошелиться на покупку качественного японского риса) и кончая специальными абсолютно роскошными коробками для приема делегаций, в которых есть чуть-ли не все возможное. Бэнто готовится как дома (для детей в школу или для мужа на работу), так и специализирующимися на этом компаниями на продажу.
Эти бэнто пользуются на сегодняшний день огромной популярностью у населения Японии. Бэнто на продажу получили свое начало в конце 19-го, начале 20-го века, когда в Японии появилась первая железная дорога. Его продавали на станциях тем, кто совершал длительные переезды по стране. Существует даже особенный термин – ЭКИ-БЭН (станционный тормозок). После этого появились компании, которые начали продавать бенто на улицах городов. В конце 80-х годов прошлого века с развитием сети мини-маркетов бэнто стало производиться на пищевых комбинатах в массовом количестве. Именно тогда их содержание начало принимать самые разнообразные формы. Еще одним фактором роста продаж бэнто стало широкое распространение микроволновых печей, - в любом мини-маркете Вам разогреют бэнто в считанные секунды. Все это привело к тому, что в мегаполисах работающее население стало практически ежедневно покупать бэнто, а домашнее бэнто любимой жены (или матери) отошло на второй план. Кроме того, в современном японском обществе проблема защиты окружающей среды также очень сильно связана с массовым производством бэнто, - так как срок годности продуктов как правило всего лишь один день, не проданные коробочки приходится выбрасывать, что приводит к огромному увеличению пищевых и пластиковых отходов.
Коробочки для бэнто самые разные - от пластиковых контейнеров до лакированных изделий штучной работы. Детские бэнто укладывают в красочные футляры с героями популярных мультиков. Готовые бэнто (палочки прилагаются) соблюдают строгие правила приготовления и сроки хранения, что исключает возможность отравиться этим "общепитом". Среди бэнто домашнего приготовления встречаются шедевры кулинарного дизайна - трапеза в коробочке должна не просто утолять голод, но и радовать глаз.
Даже если под рукой у хозяйки нет ничего особенного, она просто положит кружок моркови или маринованную силву умэ на белый рис. И вот уже получился хиномарубэнто, символизирующий японский флаг!