Образование

Успехи Японии, второй экономической державы мира, во многом связаны с высоким уровнем образования. Не случайно Японию называют великой образованной державой.

Действительно, в этой стране всегда придавали большое значение просвещению. Стремление к более высокому статусу - свойство японского менталитета. На протяжении всей истории страны образование было непреходящей духовной ценностью, одним из приоритетов государственной политики, базовым компонентом "японского чуда".

Первые школы в Японии появились в 6-м веке при буддистских монастырях, игравших в то время роль социальных и культурных центров. В начале 8-го века был принят первый законодательный акт об образовании, согласно которому началось создание системы государственных школ в столице и провинциях. В этих школах юноши из высших сословий изучали китайскую классику, философию, законы, историю, математику. С 13-го века в школах стали обучать и детей самураев. Развитие торговли и ремёсел привело к созданию в 17-м веке тэракоя – храмовых школ для детей ремесленников, бедных самураев и богатых крестьян, где обучали грамоте, счёту и ручному труду.

В Японии есть и частные школы, и государственные школы, но государственные считаются лучше и выше. Курс школьного обучения занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу. Это объясняется исключительной сложностью и трудоёмкостью японского языка. Ученики, например, должны усвоить 1850 иероглифов – минимум, установленный министерством просвещения. В действительности же для чтения книг и газет требуется гораздо больше иероглифов – до трёх тысяч. Половиной из официального иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. «Шестилетнее начальное обучение и первая ступень средней школы (3 года) являются в Японии обязательными и бесплатными и охватывают почти 100% детей. Все школьники занимаются с репетиторами. Существуют частные школы, занимающиеся репетиторством, которые называются «дзюку». Туда ходят все школьники после окончания своего трудового учебного дня. В Японии считается святым принцип недопустимости коррупции. Родители ни в коей мере не вмешиваются и не устраивают ребёнка в институт, потому что это считается позором. Поэтому жизнь у японского школьника очень тяжела (начиная с подросткового возраста). Перевод на каждую следующую ступень обучения осуществляется только всем классом, поэтому нет таких явлений, как «перескакивание» одарённых детей через класс, отсев менее способных или второгодничество. Вторая ступень среднего образования (3 года) уже не является обязательной, но, тем не менее, охватывает около 97 % соответствующей возрастной группы... [В кото гакко существует два отделения: общеобразовательное (с разделением на гуманитарные и естественнонаучные направления) и профессиональное (с разделением на техническое, сельскохозяйственное, коммерческое, домоводческое направления и морской промысел).] 36% молодёжи продолжают обучение в университетах или колледжах, а 12%– получают высшее образование в специальных учебных заведениях. Таким образом, около половины соответствующей возрастной группы поступает в различные высшие учебные заведения, и практически все поступившие их заканчивают... В Японии насчитывается 5 тыс. средних школ с 4600 тыс. учеников, 500 колледжей с 400 тыс. учащихся и 460 университетов с 1800 тыс. студентов...

Поступление в институт (престижный или менее престижный) определяет всю последующую жизнь молодого японца. Если он будет учиться хорошо, то поступит в Токийский государственный университет (бывший Императорский). После окончания его ждёт престижная государственная служба. Это считается у них верхом карьеры. Если будет учиться похуже, то поступит в частный университет, где очень дорого, но зато меньше требования. Престиж такого диплома ниже, на престижную работу его уже не примут. Если он не поступит в институт, то станет служащим или буржуа, но и отношение к нему будет соответствующим. Вот так всё общество раздроблено по принципу того, как оно сдавало экзамены в детстве, поэтому сильная конкуренция начинается ещё с детского садика.

Японцы, к сожалению, очень плохо воспринимают иностранные языки, только нынешнее поколение (кому сейчас лет 30) несколько выделяется. Это связано с тем, что на протяжении четырёхсот лет Япония была изолирована от остального мира. Не было традиции преподавания иностранных языков. Сейчас английский язык там распространён, потому что Америка в своё время оккупировала Японию и привнесла туда элементы европейской и американской послевоенной цивилизации. Теперь японцы борются с засильем английских слов, с тем, чтобы слова, которые можно произнести по-японски, не произносить по-английски.

Самые длинные каникулы в Японии летние – с 21 июля по 1 сентября, потом идут зимние – две недели в декабре и весенние – одна неделя в конце мая. Кстати сказать, в японских государственных школах, принято носить школьную форму. Сама по себе форма может быть разной, но в большинстве школ она напоминает матросский костюм, это в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам. Такая школьная форма происходит от формы матросов императорского военного флота эпохи Мэйдзи (1868-1912).

Можно сказать, что формальное образование даёт молодому японцу лишь половину необходимых знаний и навыков. Вторую же половину составляет профессиональная подготовка, которую он обязан пройти самостоятельно или в стенах нанявшего его предприятия.