История Камакуры

Период, когда в Японии установилось первое военное правление, называется эпохой КАМАКУРА (1185-1333 гг), в честь места, где и находилась первая военная ставка-сёгунат. Форма правления эпохи Нара (710-794 гг), основанная на принципах законодательной системы «рицурё», полагалась на два основных фактора – владение всей землёй страны императором и охватом проживающего на этой земле населения с помощью «поголовного налога». Однако во время следующей эпохи ХЭЙАН (794-1185 гг), придворное сословие и влиятельные храмы начали подбирать общественную землю под себя. Процессу разрушения системы «единой императорской земли» способствовало также сословное разделение крестьянства и разработка новых земель. Повсеместно начали возникать вооруженные конфликты за право на владение новыми освоенными участками земли, во время которых и начала заявлять о себе воинственная крестьянская прослойка (фактический владелец земли), которая и положила начало воинским кланам Японии – самураям. Вооруженная сила нового самурайского сословия в конце эпохи ХЭЙАН сначала только влияла на исход политической борьбы между придворными дворами, но постепенно военное сословие начало брать власть в свои руки, что увенчалось захватом фактической власти в стране самурайским кланом Тайра.     

Первое военное правительство

Новое правительство (1160-1185), под предводительством самурая Тайра Киёмори, являлось достаточно примитивным видом военного правления, тем не менее клану Тайра удаётся заключить брак с членом императорской семьи, тем самым создав для себя место в политической системе и провозгласить коалиционное «самурайско-придворное» правление. Однако коалиция продолжалась недолго, - некоторые кланы придворных аристократов при помощи оппозиционных клану Тайра военных родов, выдвигают в качестве нового лидера самурайский клан Гэндзи. Этот клан во главе с Минамото Ёритомо в конечном счёте одерживает победу над коалиционным правительством Тайра и основывает в городе Камакура первую настоящую военную ставку – СЁГУНАТ КАМАКУРА.

Решающее сражение между кланами Тайра и Гэндзи было подготовлено и выиграно братом Минамото Ёритомо, которого звали Минамото Ёсицунэ. Однако заслуги и популярность младшего брата никак не радовали старшего, что привело к тому, что Ёсицунэ закончил свою короткую жизнь очень трагично. Повествование о падении клана Тайра и героической жизни Ёсицунэ стало первой военной литературной летописью Японии, - странствующие по стране монахи передавали его под звуки традиционного японского инструмента бива из уст в уста. Благодаря своим подвигам и трагической гибели Ёсицунэ получил повсеместное признание и фактически стал первым историческим героем Японии.  Полное имя Ёсицунэ звучит как «КУРО-ХОГАН-ЁСИЦУНЭ». Куро – младенческое имя Ёсицунэ, Хоган – придворный титул. Именно в это время родилось японское выражение «ХОГАН-БИИКИ» - , которое сейчас подразумевает «любовь к трагическим героям». Любовное отношение и преклонение перед героями, которые отверженно сражались, но не довели своё дело до конца, до сих пор заложено в менталитете японцев, - жители этой страны и в настоящее время отдают предпочтение не окончательному победителю, а тому, кто мог бы им стать, если бы не определённые трагичные обстоятельства.     

Таким образом сформировалось первое военное правление Японии, однако продолжающая существовать система земельных привилегий для придворных дворов и влиятельных храмов делало новый военный режим нестабильным. Вся эпоха Камакура – это череда военных междоусобиц и политических реформ. В начале эпохи существовало как бы два правительства – императорская ставка в Киото и военная ставка в Камакура. Постепенно военная ставка внедрилась в систему распределения земель и в конечном счёте наконец-то установила полный контроль над страной. Считается, что военная ставка была основана в Камакуре именно для того, чтобы максимально сократить влияние императорского двора на решения, принимаемые самурайскими кланами.

Род Минамото завершился в трёх поколениях, однако жена Минамото Ёритомо – Масако, которая вышла из самурайского клана Ходзё, передала власть роду Ходзё, что позволило сёгунату Камакуры просуществовать более 150 лет.

Примечание: Перевес над ставкой императора и придворных кланов военный сёгунат Камакуры получил в 1221 году по окончанию «смуты Дзёкю», во время которой император Готоба восстал против военной ставки, но был быстро и окончательно подавлен.  

Культура эпохи Камакура – энергичность и оживлённость

Основным отличием военной ставки Камакура от предыдущего правления кланом Тайра явилось учреждение института «МОНТЮСЁ» - мировых судов. Если до этого времени споры о принадлежности земли легко переходили в военные конфликты, после появления системы мировых судов междоусобицы практически исчезли. Право на владение землёй самурайским сословием было юридически закреплено, что позволило стабильно развивать новые земли и увеличивать их урожайность. Постепенно развивалась и денежная экономика, которая способствовала развитию товарооборота в стране. В культурном и религиозном плане также произошли сильные изменения, - в отличие от придворной культуры эпохи Хэйан, культура эпохи Камакуры оживлённо развивалась на основе реальной жизни самурайского и крестьянского сословий.  

Буддизм, изначально пришедший в Японию в качестве идеологии «защитника страны от внешних и внутренних напастей», также претерпевает коренные изменения в эпоху Камакура. Возникают новые, воистину религиозные направления, которые делают акцент на «независимости индивидуала от государства» и «спасении души».  Секты ДЗЁДО-СЮ и ДЗЁДО-СИНСЮ продвйигают в массы идею спасения при помощи многократного повторения буддийских молитв. Секты РИНДЗАЙ-СЮ и СОДОСЮ уделяют основное внимание практике ДЗЭН-БУДДИЗМА (сидение в определённой позе, чтение сутр, скромный и сдержанный образ жизни помогут достичь просветления). Секта НИТИРЭН-СЮ утверждает право на выгодную и благополучную жизнь в этом мире с помощью многократного повторения части известной сутры. Все вышеуказанные секты возникли именно в эпоху Камакура и до сих пор влияют на жизнь современного японского общества. Скульптурное религиозное искусство этой эпохи – динамичное и реалистичное – также отражает дух того времени.

Первое международное столкновение. Нашествие монголов

В эпоху Камакура Япония в первый раз столкнулась с внешней агрессией. Дважды, в 1274 и 1281 годах войска монгольской империи Хубилай-хана, которые к тому времени подчинили китайский континент, совместно с примкнувшим к ним королевством КОРАЙ (корейский полуостров) пытается высадиться на северном побережье острова Кюсю (в первый раз десант составлял 40 тысяч человек, второй – 140 тысяч). Самоотверженное сопротивление самурайских войск и удачно подошедший тайфун, фактически спасший Японию и получивший название «КАМИКАДЗЭ» - «божественный ветер», дали отпор монгольскому нашествию. В отличие от России, которая с середины 13-го и до начала 16-го века испытала на себе более чем 250-тилетнее «монголо-татарское иго», Японии, благодаря ее островной структуре, повезло избежать завоевания извне.

Монгольское нашествие привело к сплочению самурайских кланов, - сёгунат Камакуры получает право на созыв военных отрядов со всех уголков страны, укрепив своё влияние не только в восточной, но и в южной (остров Кюсю) части Японии. Однако некорректная политика сёгуната, который не в должной мере вознаградил и отблагодарил участников битвы с монголами, привела к увеличению недовольных, что в 1333 году привело к окончанию правления первого самурайского правительства страны в Камакура.  

УРОКИ ПРАКТИЧЕСКОГО БУДДИЗМА В КАМАКУРЕ

● Дзэн-медитация - сидячая медитация, один из основных элементов японского дзэн-буддизма, ставит перед собой цель душевного успокоения, при достижении которого человек возвращает себе своё истинное «я» и входит в состояние абсолютной пустоты, способствующей принимать окружающие вещи такими как они есть на самом деле. Медитация в тишине удивительным образом успокаивает душу и тело. Получить урок медитации можно в следующих храмах Камакуры: Храм Кэнтёдзи, Храм Энгакудзи, Храм Хококудзи.

● Сутры – сводный перечень высказываний Будды. Изначально перепись сутр производилась для того, чтобы познакомить с буддизмом как можно больше людей (типографии в то время еще не существовало, поэтому единственным способом было копирование от руки). Со временем перепись сутр стала частью практического буддизма, так как во время переписывания человек впадает в состояние, близкое к медитации, - приготовление туши и медленное сконцентрированое переписывание иероглифов знак за знаком успокаивает душу. Для переписывания в настоящее время используется особая бумага, где уже тонко очертаны иероглифы сутры, поэтому даже иностранцы, не знающие иероглифов, могут без особого труда попробовать «порисовать» и слегка прикоснуться к этой части буддизма. Это можно сделать в следующих храмах Камакуры: Храм Хасэдэра, Храм Комёдзи, Храм Мёхондзи.