Последние несколько лет розничную торговлю Японии сотрясали "катастрофически низкие цены". Длительный экономический спад в стране привел к дефляции, и цены на многие продукты были снижены на 20, 30, а то и больше процентов, некоторые цены упали настолько, что говорить о "фиксированных ценах" теперь просто бессмысленно. Магазины по 100 иен - часть этой тенденции. Цена всех товаров в таких магазинах - 100 йен.
А началось все с Дайсо Индастриз. Теперь Дайсо - большая корпорация, у которой по всей стране более 2 000 магазинов "100 иен Дайсо". Объем продаж компании в 1995 году составлял 23,3 миллиарда иен, а в 2000 году составил просто чудовищную сумму в 200 миллиардов. Это прирост в 850 % всего за шесть лет! Дайсо продолжает открывать все новые магазины со средней скоростью 40 штук в месяц. Объемы продаж растут, а новые магазины появляются в невиданном в Японии темпе. Если кто-то скажет: "Дайсо", мы подумаем о "магазинах по 100 иен" и наоборот.
Практика продажи всех товаров магазина за 100 иен впервые появилась почти 30 лет тому назад, но положительная реакция потребителей на эту идею проявилась только сейчас, быть может потому, что качество товаров по 100 иен, несмотря на дешевизну, очень высокое.
В прошлом розничные торговцы думали так: в ресторане чашку дешевого кофе можно продать примерно за 180 иен, так что если владельцы ресторана захотят продавать ее за 100 иен и при этом не работать себе убыток, им придется подавать кофе более дешевого сорта, который обойдется им примерно в 70 иен.
Но согласно Дайсо можно продавать товар за 100 иен, даже если он стоит больше того. Стратегия компании - заставить оптовые цены изменяться обратно пропорционально количеству. Например, если розничный торговец может купить 1000 товаров у оптового торговца по 1000 иен за штуку, то весь фокус заключается в том, чтобы заказать сотни тысяч единиц этого товара и тем самым на порядок снизить закупочную цену. Следуя этому принципу, нужно повышать объем заказа до тех пор, пока себестоимость закупок не упадет ниже 100 иен за штуку. А потом можно продавать товар и по 100 иен, даже если повсюду его продают по 500, а то и по 1000 иен.
Эта концепция распространилась во всей розничной торговле, и ее конечным результатом было улучшение качества продукции при сохранении невысокой цены. Кроме качества магазины по 100 иен обладают еще одним преимуществом: их ассортимент очень широк, чем также объясняется их популярность. Если магазин достаточно велик, в нем будут продаваться сотни тысяч наименований, включая и всевозможные предметы, необходимые в быту, и даже изделия ручной работы, словари и компакт-диски. Вы увидите там две дюжины ножниц, сотни разных папок, тысячи косметических средств - выбор так велик, что глаза разбегаются. И каждый день появляются новые товары, поддерживая неослабевающее внимание покупателей.
Успех Дайсо служит стимулом для других продавцов, например для больших супермаркетов, которые стали открывать магазины по 88 иен. И никаких признаков, что этот бум утихнет, пока не наблюдается. Дешевые магазины с одной ценой на все товары распространяются и за пределами Японии, они открываются в Таиланде и в других азиатских странах. И дела их, видимо, идут неплохо. Может быть, мода покупать много, чтобы продавать дешевле, начавшись в Японии, распространится по всему миру.