Храмы 67-88

 

67 храм - Дайкодзи (храм большого восстановления)

Храм был построен в 749 году в качестве "филиала" храма Тодайдзи в Нара. В 822 году монах Кободайси "официально" открыл храм по приказу императора Сага, установив в нем статую лечащего будды. На территории храма растут камфорные деревья, которым насчитывается более 1200 лет, - считается, что их посадил сам Кободайси. Храм часто горел, был окончательно восстановлен в 1741 году.

Храм уникален тем, что в нем одно время соприживались сразу два буддистских направления - Тэндай и Сингон. Больше в Японии подобных храмов нет.

 

68 храм - Дзиннэ-ин (храм божьей милости)

Храм является своеобразным "отделением" синтоистского храма Котохики Хатимангу, расположенным на вершине горы Котохики (играющего на гуслях).

По преданию монах Ниссё построил себе на этой горе небольшую хижину и проводил здесь медитации. Во время одной из медитаций он увидел в море старика, играющего на гуслях "кото". Монах спустился на берег, и старик представился ему перевоплощением бога Уса-Хатиман, произнеся "не забудь, что ветер и свет этого места никогда не исчезнет". После этого старец растворился в воздухе. Монах последовал совету бога, затащил на гору святую лодку и гусли и водрузил над ними храм. Храм также посещали монахи Гёки и Кободайси.

Особенностью храма является то, что у него общий "ресепшн" со следующим храмом Каннон-дзи (печати ставят здесь сразу за два храма). Современное здание храма было закончено в 2002 году.

 

69 храм - Каннондзи (храм бодхисатвы Каннон)

Храм берет свое начало в 807 году. Монах Кободайси являлся 7-м по счёту настоятелем данного храма. В храме хранится большое количество предметов религиозного искусства, занесенных в реестр культурного наследия страны, в том числе статуэтки Лечащего Будды, Каннон, Будды Амида. Геометрически созданный сад Гиги-эн известен своими азалиями.

Если подняться на вершину горы Котохики, в синтоистский храм Котохики Хатиман, оттуда откроется вид на гигантскую песочную копию денежной монеты эпохи Канъэй (1633 год). Копия была создана крестьянами в честь своего феодала буквально за одну ночь, и с тех пор её восстанавливают каждый год.

 

70 храм - Мотоямадзи (храм основной горы)

Храм построен самим Кободайси по приказу императора Хэйдзё в 807 году. Уникален тем, что это единственный храм на Сикоку, в котором установлена статуэтка бодхисатвы Каннон с головой коня. Статуэтка таким образом изображает одно из состояний Каннон, а именно в тот момент, когда она яростно очищает людские помыслы, защищая их от зла. По бокам Каннон расположились две охраняющие статуэтки Лечащего Будды и Будды Амида. Считается, что всю композицию вырезал сам Кободайси. На территории храма в честь необычной "лошадиной" Каннон, установлены вылитые из бронзы две лошади в полный рост.

Храм долгое время процветал, однако в эпоху средневековых междоусобных войн известный местный феодал Тёсокабэ решил сделать храм своим пунктом, откуда он бы руководил сражениями. Настоятель храма закрыл путь на территорию своим телом, за что был безжалостно зарублен. Вошедшие в храм самураи увидели в алтаре охраняющую статуэтку Будды Амида, из руки которого сочилась кровь. С тех пор статуэтку еще называют "Амида, раненный мечом".

Центральное здание храма создано в эпоху Камакура (12 век) и относится к культурному наследию страны. Пятиярусная пагода - работа конца эпох Мейдзи (начало 20 века). По преданию, её построил тогдашний настоятель храма, который будучи слепым, прозрел во время паломничества по 88 храмам Сикоку.

 

71 храм - Ияданидзи (храм благостной долины)

Храм изначально был основан монахом Гёки. В 807 году Кободайси практиковал здесь свои молитвы, во время которых на гору свалилось 5 мечей. Все мечи, в которых монах увидел знак бодхисатвы Конго, оказались в долинах, в честь чего монах и дал имя данному храму. Отвесные горные стены, окружающие тропу к храму, во многих местах высечены в виде буддистских изображений. Считается, что эта работа монаха Кободайси и известного буддистского просветителя эпохи Камакура - отшельника Иппэн.

Сам храм создает ощущение, словно он высечен в скале. В глубинной части храма до сих пор сохранилась пещера, в которой проводил медитации Кободайси. Считается, что этот храм очень любят духи ушедших предков, поэтому здесь наисильнейшее энергетическое поле во всем Сикоку.

 

72 храм - Мандарадзи (храм Мандалы)

Ранее храм назывался Ёдзакадзи (храм дороги в людской мир), и считался фамильным кланом рода Саэки, выходцем которого и является монах Кободайси. В 807 году монах украсил храм мандалами двух миров, которые он привез из Китая. Он посвятил этот храм Будде Дайнити. Храм неоднократно горел в средневековье, однако его настоятели сразу же его восстанавливали.

 

73 храм - Сюссякадзи (храм появления Шакьямуни)

Монах Кободайси, будучи ребёнком, часто видел сны, где он разговаривал с различными буддами. Однажды он залез на расположенную неподалёку гору Васи-но-Яма, где поклялся спасти всех живых людей. "Если мое желание исполнимо - Будда, приди ко мне. Если же нет, я принесу свою жизнь в жертву Буддизму". С этими словами мальчик бросился с обрыва. В этот момент из фиолетового облака появился Будда, которые подхватил мальчика и объявил его "святым уже при жизни".

Обрыв, с которого спрыгнул юный Кободайси, находится в 40 минутах ходьбы от храма. Сейчас там размещен каменный подиум для молитв и статуя монаха. С обрыва открывается великолепный вид на долину внизу, а также на равнину Сануки и внутреннее японское море.

 

74 храм - Коямадзи (храм твердой горы)

Именно в районе храма расположены родные места монаха Кободайси, здесь он родился и вырос. Как раз когда монах искал подходящее место для постройки храма между Мандарадзи (72) и Дзэнцудзи (75), у подножия горы Кояма он повстречал старика, которые порекомендовал монаху именно это место. Довольный монах высек из скалы фигурку бодхисатвы Бисямон и установил ее в пещере горы. Эта пещера до сих пор существует, она расположена рядом с основной постройкой.

Кроме того, в 821 году монах повторно посетил родные земли, приведя за собой несколько десятков тысяч человек, с помощью которых он в течение трёх месяцев вырыл искусственный пруд Манно. Пруд до сих пор существует, он является самым известным большим искусственным резервуаром Сикоку и находится в десяти с небольшим километрах от храма.

 

75 храм - Дзэнцудзи (храм добрых намерений)

История храма полна легенд, связанных с Кободайси, так как это его фамильный храм, его малая родина. В 806 году Кободайси возвращается из Китая и решает построить фамильный храм на земле своего отца - местного феодала Саэки Тагими.

Именно в честь него и был назван этот храм - Дзэнцу является посмертным именем отца монаха. На постройку храма ушло 7 лет, основной статуэткой стала фигура Лечащего Будды. В средневековые войны храм сгорел, однако фигурка уцелела и была вставлена внутрь нового большого Лечащего Будды, высеченного мастером Унтё.

Пятиярусная пагода - восстановленная копия, относится к концу эпохи Эдо. На территории храма сохранился пруд, заглянув в который Кободайси нарисовал свой портрет, подарив его впоследствии своей матери, Тамаёри Годзэн. Также остался и колодец, из которого брали воду для обмытия малышки Кободайси, во время его родов.

Храм входит в тройку основных храмов секты Сингон, непосредственно относящихся к монаху Кободайси - Коя-сан, Кёококудзи (Киото) и данный храм.

Храм разделен на две части. В восточной части находится пагода, окруженная деревьями возрастом более 1000 лет. В западной - все, что связано с рождением монаха, в том числе и сокровищница, где хранится тот самый автопортрет, подаренный монахом матери. Его показывают обычным посетителям раз в 50 лет. В самой глубинной части западного крыла храма до сих пор существует и комната, в которой и родился монах. В приемной, где ставят печати, есть подземная комната, где установлена мини-копия пути по Сикоку. Желающие могут пройти по ней в полной темноте. Тропа длится порядка 100 метров, говорят, что люди со злыми помыслами из неё не выйдут. В сокровищнице также хранится и шест Кободайси.

 

76 храм - Кондзодзи (храм золотого хранилища)

Храм построен отцом известного монаха Энтин, основателем секты Тэндай. Он приходится родственником монаху Кободайси. Энтин изучал буддизм в храме Хиэйдзан в Киото, после чего поехал стажироваться в Китай и, вернувшись, посетил данный храм, в котором вырезал и установил статуэтку Лечащего Будды.

Храм также известен тем, что в нем одно время жил генерал Ноги, последний военный Японии, который показал преданность императору Мейдзи, сделав харакири сразу после смерти императора. Во время его пребывания в храме, его приехала навестить жена, однако так как храм запрещал присутствие женщин, генерал отказался встретиться с женой и отправил её восвояси. Обескураженная женщина долгое время стояла в растерянности у сосны, которая теперь зовётся "сосна непринятой жены генерала Ноги".

 

77 храм - Дорюдзи (храм возвышающейся дороги)

Храм построил Ваки Дорю, брат отца монаха Энтин, о котором шла речь в статье о предыдущем храме. Однажды Дорю увидел в роще тутовых деревьев странное сияние. Не долго думая, он выстрелил в сияние из лука, однако приблизившись, он увидел сверженную насмерть его стрелой собственную мать. В горе Дорю вырезал из тутового дерева статуэтку Лечащего Будды, над которой и построил храм.

Лечащий Будда этого храма известен тем, что лечит глазные болезни.

 

78 храм - Госёдзи (храм сияющей родины)

Храм был основан монахом Гёки. Перед храмом находится статуя будды Конго с тремя обезьянами. Считается, что статуя излечивает всевозможные болезни. Также храм защищает от опасностей и всевозможного зла. В давние времена монах этого храма подобрал маленького барсука, за которым гналась собака. В благодарность барсук теперь защищает храм от людей с дурными помыслами.

 

79 храм - Тэннодзи (храм императора)

Божественный император Ямато-Такэру-но-Микото прибыл в эти края, чтобы победить злую чудовищную рыбу. Однако он сам был заражен ядом рыбы вместе с 88 воинами. В это время появилось божество Ёкосио и напоило императора водой из местного родника (родник есть до сих пор), после чего император и воины выздоровели. С тех пор воду из родника называют "водой 88".

Кободайси во время своих скитаний по Сикоку почуял в районе родника что-то божественное, после чего он вырезал фигурку Каннон из дерева неподалёку, и построил над ней молельню, что и послужило началом данного храма.

 

80 храм  - Кокубундзи (храм-защитник страны)

Еще один из филиалов храма Кокубундзи в Нара, построенный по приказу императора Сёму. Основан монахом Гёки, в храме установлена статуэтка 11-ликой Каннон. Монах Кободайси во время своих скитаний починил местные храмовые постройки и включил их в святой список 88 храмов. Храм после этого горел, но был восстановлен самурайским родом Мацудайра в 1599 году. Храмовый колокол - работа эпохи Нара - считается самым древним колоколом на территории префектуры Кагава.

По легенде местный герой Бэцудзи Хатиро отважился уничтожить огромную змею, жившую в этом районе. Перед походом герой помолился богине Каннон в храме, попросив её превратить его стрелу в тысячу стрел во время сражения со змеёй. После того как герой выстрелил в змею, та в смятении заползла в храмовый колокол и застряла в нем головой, затем уползла в океан, где и утонула. Колокол же после этого достали и вернули храму.

 

81 храм - Сироминэдзи (храм белой скалы)

Считается, что в основе храма лежит легенда о том, что монах Кободайси в 815 году закопал в горе Сироминэ свои чётки, после чего вырыл на территории нынешнего храма колодец и помолился о спасении всего живого на земле. На территории храма находится могила императора Сутоку, который был изгнан врагами из Киото в 1164 году. Храм неоднократно горел, был восстановлен в 1599 году местным феодалом Икома Тикамаса.

 

82 храм - Нэгородзи (храм благоухающих корней)

Храм основал Кободайси. Когда храм посетил другой знаменитый монах Энтин, он встретил старика в сопровождении белой обезьяны. Старик оказался богом-защитником горы. Энтин по этому поводу вырезал из благоухающего дерева статуэтку богини Каннон и установил её в храме. Благоухание распространялось аж до корней окружающих деревьев, в честь чего и был назван этот храм.

В округе растет большое количество красных клёнов, здесь очень красиво осенью. На территории храма растет древнее дерево (1600 лет), которое называется деревом Белой Обезьяны.

 

83 храм - Итиномиядзи (храм первого храма)

Изначально на месте храма стоял синтоистский храм Итиномия ("первый храм"), в честь него нынешний храм и получил своё название. Кободайси вырезал здесь статуэтку Каннон, которая и является основным предметом преклонения. Основной достопримечательностью храма является статуэтка лечащего будды, под которой расположен "адский колодец". Если прислушаться, из небольшого отверстия под статуэткой действительно слышны непонятные звуки, напоминающие бурчание "адской" печи.

 

84 храм - Ясимадзи (храм горы Ясима)

Ясима в переводе - "крыша острова".

Храм был основан известным китайским монахом Гандзин на северном склоне горы. В 815 году Кободайси перенёс храм на южный склон и установил там статую тысячерукой Каннон. Храм долгое время был меккой горного буддизма. Основное здание сделано с крышей из красной черепицы. Храм известен своим "белым каменным садом", а также тем, что на его территории установлен "храм барсуков", который защищает семейные связи и не даёт супругам ссориться. Кроме того, на территории храма расположен "кровавый пруд", где по преданию самураи клана Минамото омывали мечи после сражения с побежденным кланом Тайра.

 

85 храм - Якуридзи (храм восьми каштанов)

Храм основан Кободайси в 829 году, он расположен в срединной части горы Гокэндзан (гора пяти мечей), - гора был так названа, потому что на её вершине расположено 5 скал, напоминающих мечи (одна скала обвалилась, поэтому на данный момент осталось всего 4 скалы). По легенде Кободайси перед своей стажировкой в Китай закопал на территории храма 8 жареных каштанов, тем не менее, они проросли и превратились в большие каштановые деревья.

 

86 храм - Сидодзи (храм уровня стремлений)

Храм основан феодалом Фудзивара Фухито, отцом императора Комэй. По легенде старшая сестра Фухито была востребована китайским императором в качестве очередной жены. Из Китая она отправила брату три драгоценных камня, однако везший их корабль потерпел крушение недалеко от храма, и камни стали добычей морского дракона. Фухито сам прибыл на место, где у него завязалась любовная связь с местной ныряльщицей, в результате которой у них родился сын. Фухито обещал сделать его своим наследником, если ныряльщица достанет ему потерянные в море камни. Женщина отобрала камни у морского дракона, поплатившись за это жизнью. Фухито выполнил свое обещание, сын ныряльщицы стал его наследником, а затем и императором Японии.

Раньше иероглифы Сидо (уровень стремлений) записывались другими иероглифами (тоже Сидо, но со смыслом "уровень смерти", "грань"), - считалось, что море у берегов храма - граница буддистского рая.

 

87 храм - Нагаодзи (храм длинного хвоста)

Храм основан монахом Гёки в 738 году. В дальнейшем Кободайси перед своей стажировкой в Китай раздавал здесь прихожанам "счастливые" досочки, которые исполняли желания людей. Традиция жива до сих пор, 7 января на территории храма проводится фестиваль, во время которого в толпу бросаются "счастливые" надписи.

На территории храма растёт камфорное дерево, которому уже 800 лет.

 

88 храм - Окубодзи (храм большой пещеры)

Последний храм на пути паломников, расположенный на восточном склоне горы Яхадзу. Основан в 724 году монахом Гёки. Кободайси после возвращения из Китая установил у большой пещеры, которая находится недалеко от храма, статуэтку лечащего будды. Здесь также хранятся три посоха Кободайси, которые он получил от своего китайского наставника - из Индии, Китая и Японии.

Храм часто еще называют "женским Коя-сан", так как он стал достаточно рано разрешать женщинам приходить на его территорию.

В основном храмовом помещении расположены копии всех 88 статуэток из всех 88 храмов, рядом с которыми положены "ступеньки" из мешков с песком. По ним можно пройтись, совершив таким образом еще одно путешествие по храмам Сикоку.