В архитектуре Японии переход от дерева к железобетону начался в конце 19 века, пик нового строительства пришелся на послевоенный период, когда появились небоскребы. Архитекторы черпали вдохновение из фантастических комиксов 1950-х годов, а большие многоквартирные дома - данти - Япония позаимствовала у Советского Союза. Недостаточно четкое планирование привело к тому, что Токио стал удивительно неоднородным. Маленькие деревянные домики, зажатые со всех сторон зданиями из стали и бетона, - обычная картина для японской столицы.
Взлет экономики вызвал кэнтику буму (архитектурный бум) 1980х годов. В городе стали стремительно подниматься гигантские небоскребы. Немногие города могут похвастаться выдающимися современными зданиями, совмещающими в себе новые идеи и традиционные эстетические концепции.
Иностранные архитекторы в Токио
Список работ лучших архитекторов в японской столице похож на международный зал славы: Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт, потрясающие японские архитекторы Тангэ Кэндзо и Андо Тадао. Знаменитый нью-йоркский мастер Рафаэль Виноли в 1996 году закончил строительство Токийского международного форума в Юракутё, представляющего собой целый город из стекла. В 1991 году неподалеку от Отяномидзу была построена Башня Века (Century Tower) по проекту англичанина Нормана Фостера; американский архитектор Питер Эйзенман руководил строительством театра Коидзуми и странного здания Нунотани в пригороде Токио Койва, которое выглядит так, будто вот-вот развалится; итальянец Ренцо Пиано спроектировал терминал Кансайского аэропорта (1994). Многие иностранные архитекторы, работавшие в Токио, гораздо более известны в Японии, чем у себя дома, где их знают лишь как дизайнеров. Британец Найджел Коутс построил удивительное здание "Уолл Билдинг" в Хиро, вызывающие украшенное ржавыми металлическими гирляндами, а француз Филипп Старк - эксцентричное здание "Флэм д'Ор" 1989. Оно выглядит как гигантский золотой перец-чили, водруженный на вершине массивного цилиндра из черного сверкающего гранита.
Японский модернизм
На 1980-е годы пришелся расцвет деятельности нескольких известных японских архитекторов, таких как Исодзаки Арата (здание "Сюкося" в Фукуоке на Кюсю, 1974-1975; Здание Токийского "Глоб театр", 1988) и выдающегося архитектора-самоучки Андо Тадао (проект "Рокко Хаузинг Ван" в Кобе 1983, модное здание "Ла Коллеционе" в Аояма, Токио 1989). Одним из самых известных архитекторов Японии считается Тангэ Кэндзо. Впервые он обратил на себя внимание после строительства спортивных сооружений для Токийской Олимпиады 1964 года и здания Ханаэ Мори (1977) с фасадом из синего зеркального стекла на фешенебельном бульваре Омотесандо. Здание Токийского муниципалитета из гранита и стекла соединяющее в себе модернизм и готику, пожалуй, одно из самых известных современных сооружений в Токио. Оно находится в районе Синдзюку, где впервые после Олимпийских игр появились небоскребы. Синдзюку можно назвать центром вертикальной архитектуры.
Спиральное здание на Аояма-дори архитектора Маки Фумихико - очень светлое и изящное. В нем располагаются выставочные и зрительные залы и рестораны. В 1990 г этот архитектор построил здание Токийского спорткомплекса, которое стало в один ряд с олимпийскими сооружениями Тангэ Кэндзо. В 1995 году в парке Киба-коэн по проекту Такахико янагидзава был построен яркий эклектичный Музей современного искусства.